ЛИЦА ЗАЩИТНИКОВ ЛЕНИНГРАДА
На площади Победы, в филиале Музея истории города "Монумент героическим защитникам Ленинграда", состоялось открытие выставки-акции "...Свой добрый век мы прожили как люди. И для людей" (цитата из песни "Еще утрами" на слова Г. Суворова). Выставка, представляющая собой живописные и графические портреты защитников осажденного города, разместилась в Памятном зале музея.
Кому знакомо название Средняя Рогатка? Разве что старожилам да знатокам города. Так называлось место, где сейчас находится площадь Победы с Монументом героическим защитникам Ленинграда в центре. Недалеко от Средней Рогатки в блокаду проходил край обороны города, именно здесь в мае 1945-го соорудили триумфальную арку в честь Победы. А 30 лет спустя открыли памятник, чуть позже - музейные залы. Правильно, что он находится здесь, среди сталинской архитектуры Московского проспекта, среди простора, который дышит со всех сторон, где размах монумента ничто не стесняет.
Галерея портретов работы Семена Ротницкого удачно дополнила основную экспозицию музея. Человеческие лица, молодые и старые, мужские и женские, усталые или улыбающиеся, оживили строгость и монументальность зала, где все - темный гранит стен, мраморные доски с именами героев, бронзовые листы летописи, каменные саркофаги с экспонатами - подчеркивает величие и трагизм прошлого. Даже маленькие первоклашки, еще не научившиеся контролировать себя, приходя сюда шумной стайкой в сопровождении учителей и родителей, замолкают. Историю можно узнать через слова или вещи, но почувствовать ее можно только через людей. Именно поэтому из года в год ветераны ходят по школам, читая и рассказывая о том, что они пережили. Портреты Семена Ротницкого - это живое общение с живыми людьми. Выполненные в реалистической манере, его картины спокойно и просто вызывают зрителя на диалог: вот мы, какие есть, мы прошли войну, мы пережили блокаду, посмотри, как это было, помни о нас.
Семен Ротницкий (родился в 1915 году) начинал слесарем на Тульском оружейном заводе, но перед войной успел поступить и поучиться в Академии художеств в Ленинграде. В 1941-м ушел добровольцем на фронт. На выставке представлены его рисунки из фронтовых блокнотов. Эти карандашные наброски - документальная хроника той жизни, ведь и в войну - жили. И наряду с рисунками "Огонь", "Передний край обороны" или "Летучка о положении дел на фронте" есть и работы "В освобожденном латышском хуторе" (солдат присел за пианино), "Солдатская самодеятельность", "В землянке" (солдаты собрались у патефона). Есть даже дружеские шаржи. Пройдя всю войну, художник вернулся и закончил учебу. Затем параллельно с собственным творчеством преподавал. И со времени Победы до последних лет рисовал портреты фронтовиков, тех, с кем вместе освобождал город и страну.
Врач и искусствовед, историк и инженер, председатель колхоза и художник - кто в орденах и при галстуке, кто одет просто, по-домашнему - смотрят с холста. Пожилые, седые, прожившие целую жизнь со времени войны, они смотрят одинаковым взглядом - человека, который прошел те годы и выжил. Это взгляд такого напряжения, что вибрирует воздух, и кажется, что все это монументально-каменное великолепие не выдержит, разлетится на куски, как при прямом попадании фугаса. Надо, чтобы помнили, говорит взгляд, надо, чтобы больше не было. А у входа в музей уже приготовился следующий класс - парочки шушукаются, смеются, а на обратном пути можно купить мороженое у метро.