ВИТРАЖИ: ИГРА СВЕТА И ЦВЕТА
В выставочном зале Союза художников вернисаж следует за вернисажем. В числе прочего состоялось открытие выставки "Петербургский витраж", где художники, работающие в этом сложном жанре, представили свои новые работы.
История витража (от лат. vitrum - стекло), если понимать под этим термином художественную работу со стеклом, насчитывает тысячелетия: еще древние египтяне изготовляли сосуды из цветного стекла. Витраж в современном понимании стал развиваться в эпоху расцвета христианства. В средневековье именно витражные картины - центральное украшение любого собора. В России витраж появился намного позже, чем в Европе, а именно в начале XIX века. Расцвета же своего достиг в искусстве модерна, с его прихотливыми изгибами и затейливыми узорами. Но традиция витражного искусства была прервана революцией. В Петербурге остатки былой роскоши мы можем видеть в некоторых дворцах и особняках, а также в обычных домах - если они чудом сохранились. Только во второй половине XX века русские мастера снова стали работать со стеклом.
Экспозиция выставки позволяет увидеть в одном зале самые разные техники и подходы к хрупкому стекольному искусству. Это классическая живопись на стекле на религиозные темы - например "Спаситель" В. Лебедева для церкви Святой Марии Магдалены. Работу художника можно сравнить с оригинальным витражом XIX века "Ангел с ветвью", отреставрированным им же. В той же технике живописи на стекле выполнена работа светская - портрет Суворова. Витражи на христианскую тематику могут быть исполнены и в нетрадиционных техниках. Так, А. Яковлев делает из стекла барельефы ("Вознесение", "Лик"). Парный витраж "Дама и кавалер" Е. Ковалевой апеллирует к иной традиции - и костюмы, и прически, и даже тип внешности парочки выдержаны в средневековой манере.
Абстрактно условные портреты Г. Соколовой конкретны в деталях: для портрета художника использованы тюбики из-под краски, с портрета слесаря свисают ключи. "Шумы моря" С. Дыренкова - тоже пример абстрактного искусства в стекле, но как точно цветом и фактурой передано настроение морской стихии! Геометрические "Знаки" Т. Анисимовой (в стекло впаяны металлические детали) похожи на иероглифы древнего языка. Яркие "Подсолнухи" Л. Шашериной схематичны, как детские аппликации. "Муза" О. Ильиной и В. Таракановского заставляет вспомнить художников примитивистов: дородная русалка с крыльями и бабьим лицом, повязанная платком по-деревенски, присела передохнуть на крышу дома. Если вы думаете, что в витраже невозможен юмор, то вы ошибаетесь: работа В. Панасенко называется Ab ovo (лат. "из яйца" - то есть с начала) и представляет собой яичницу.
В качестве экспонатов выставлены и фотографии витражей, украшающих интерьеры частных особняков. И это очень показательный фактор. Это значит, что витражи востребованы, что работы покупают и у художников есть возможность творить дальше, создавая из таких эфемерных вещей, как свет и цвет, произведения искусства.