ХРАНИТЕЛЬ НАУЧНОГО ДЕТСТВА

Было ли у вас в школьные годы "кружковское счастье"? Если вам за тридцать, то, вероятно, да. Если около двадцати, то, скорее всего, вы не понимаете, о чем идет речь. Когда-то мощная система внешкольного образования сейчас существенно сдала позиции и утратила былую популярность. Ее немногочисленные оставшиеся оплоты держатся в основном на энтузиазме увлеченных людей. Среди них встречаются специалисты высокого уровня, которые могли бы при желании заняться более доходным делом, но продолжают дарить почти бесплатное "кружковское счастье", а заодно и знания своим везучим воспитанникам. Герой этой статьи - один из них.

Евгений Александрович Нинбург руководит научными исследованиями вот уже скоро сорок лет. Место его работы называется ЛЭМБ, что расшифровывается как Лаборатория экологии морского бентоса. Для тех, кто не знаком с основами науки гидробиологии, нужно пояснить, что бентос - это совокупность живых организмов, обитающих на дне водоема. Экология бентоса - наука, изучающая их сложные взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой. Сотрудники ЛЭМБ выезжают "в поле" собирать материал, изучают его в лабораторных условиях, обрабатывают полученные данные, пишут работы, выступают на семинарах и конференциях, иногда публикуются в научных журналах. Большинству "ученых" лаборатории от десяти до шестнадцати лет. Началось все в ранних шестидесятых в Зоологическом институте АН СССР. Молодой выпускник биофака ЛГУ Женя Нинбург руководил кружком зоологии беспозвоночных для школьников, работал экскурсоводом Зоологического музея и рвался в науку. Однако обычной научной карьеры не получилось. Из-за дружбы с диссидентами, издававшими подпольный политический журнал "Колокол", оказался на крючке у КГБ. Тогдашний директор Зоологического института академик и член обкома партии Б. Е. Быховский прямо и в простых выражениях дал понять Нинбургу, что о серьезной научной работе ему лучше забыть. Из института в результате пришлось уйти, но первые шаги педагогической деятельности Евгения Александровича все-таки были сделаны именно там. Самое главное, что в том зоологическом кружке родилась идея детских научных экспедиций на Белое море. Почему на Белое море? Да просто это ближайшее место, где можно увидеть действительно богатую и интересную фауну. Кроме того, существует давняя традиция изучения жизни Белого моря петербургскими зоологами, еще с дореволюционных времен. Есть биостанции, принадлежащие Университету и Зоологическому институту. В Кандалакшском заповеднике с давних пор работают специалисты из нашего города. Решившись вывезти школьников на Белое море, Евгений Александрович рассчитывал на помощь знакомых коллег. В том числе - на научные консультации, так как собирался давать ребятам серьезные знания. Первая летняя беломорская экспедиция школьников под руководством Евгения Александровича Нинбурга состоялась в 1964 году. В лабораторию кружок превратился в школе-интернате при ЛГУ, куда Нинбурга пригласил, закрыв глаза на проблемы с КГБ, сам Александр Сергеевич Данилевский. Знаменитый энтомолог, праправнук Пушкина и внучатый племянник Гоголя, посоветовал организовать экологическую лабораторию, которая объединит юных зоологов и ботаников в рамках одного исследовательского направления. В общем, согласился с идеей Евгения Александровича, что серьезная научная работа может проводиться школьниками при условии, конечно, грамотного руководства. В последующие годы ЛЭМБ неоднократно "меняла крышу", оказываясь то во Дворце пионеров имени Васи Алексеева, то в Детском экологическом центре Кировского района. Потом - наконец-то - в городском Дворце творчества юных. Менялись начальство, помещение, условия работы, экономическая ситуация в стране. Приходилось таскать с места на место все лабораторное оборудование, коллекции, книги учета с таблицами данных, письменные работы ребят, библиотеку. Но Евгений Александрович продолжал свое дело. В результате - довольно солидный ряд научных данных, результаты многолетних наблюдений. Не каждая "взрослая" научная лаборатория может таким похвастаться. С 1964 года и по настоящее время только один раз, в 1967 году, школьники Нинбурга не выезжали летом на Белое море. С 1975 года начались регулярные зимние выезды. 12 января 2003 года в Петербург вернулись участники XXXV зимней беломорской экспедиции ЛЭМБ. В этом году? Дети? С Белого моря? Там же было минус сорок пять?! Не беспокойтесь, все в порядке. Все живы-здоровы. Как всегда, хорошо поработали, материал собрали, никто ничего себе не отморозил. В поселке Лувеньга в Кандалакшском заповеднике, куда приезжают зимой "нинбуржата", для них уже построен специальный дом. Дисциплина на уровне. Жесткая система дежурств. Ребята знают, кто сегодня печку топит, кто воду носит, кто суп варит, кто идет за пробами, то есть бентос ловить. Бентос, как мы помним, живет на дне. Море покрыто льдом... В этом году, действительно, было трудновато - не работала бензопила, приходилось долбить лед менее совершенными орудиями. А бентос ведь надо не только ловить, но еще и "разбирать", то есть сортировать и считать, чтобы везти в город только самих животных и водоросли, а не кучи песка и ила, вместе с которыми их "добывают". Но жили, как всегда, весело, с праздниками. По традиции поздравляли тех, кто впервые в жизни пересек Полярный круг, Новый год встречали. В экспедиции обязательно ведется "бортовой журнал", в котором делаются ежедневные записи о жизни маленького научного отряда. Что ели, что делали, кто как себя чувствует, какие пробы брали. Записи в журнал заносят сами ребята, и читать их - одно удовольствие. Вот, например: "Падая на выступающем из-под снега льде, спотыкаясь о торосы и подбирая постоянно теряющиеся вещи, Вадим Михайлович, Таня, Мышка и ваш покорный умеренный графоман, так вот идем мы по этим бескрайним льдам прямо к Илистой губе..." Детские записи чередуются с короткими текстами приказов начальства: "С Новым годом! С 01.01. детям болеть прекратить. За нарушение будем драть! Е. Нинбург". Чувства юмора Евгению Александровичу не занимать. Второе его основное качество - уникальная память на людей. Он прекрасно помнит всех своих учеников, которых, по самым скромным подсчетам, около четырехсот человек. Причем не только, как кого зовут, в каком году пришел в лабораторию, какими животными интересовался, но и, как правило, бывает в курсе всей дальнейшей судьбы своего питомца. Какую кафедру биофака закончил, чем занимается, тема диссертации - все помнит. Евгений Александрович - мастер давать прозвища. Если в лаборатории что к человеку пристало - то это уж на всю жизнь. Ну и что, что Алексей Владимирович Гришанков - кандидат наук и преподает в СПбГУ? Для Евгения Александровича он был, есть и будет Боцман, и никак иначе. Даже когда бывшие воспитанники приводят к Нинбургу своих детей, они все равно остаются для него Ленками, Вальками, Наташками, Сережками, Даньками и так далее. А недавно Евгений Александрович счел возможным передать пост заведующего лабораторией своему возмужавшему ученику - кандидату наук Вадиму Михайловичу Хайтову. Теперь Нинбург - просто преподаватель, но это совершенно не отразилось на работе в лаборатории - он ведь все равно проводит в ней все свое время. Раз в пять лет в Лаборатории экологии морского бентоса бывает большой сбор людей, отмечается очередное "пятилетие" беломорских экспедиций. Бывшие воспитанники съезжаются буквально со всего света. В прошлый раз кто-то приехал из Калифорнии, а кто-то из Владивостока. Такой вот получился своеобразный "круг Нинбурга".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.