ТАКАЯ БОЛЬШАЯ И РАЗНАЯ РОССИЯ...
Несмотря на то что прошло уже больше недели после последнего заседания госсовета рф, главная тема этого заседания - при том, что она обсуждается достаточно активно, - еще не обрела каких-либо ясных очертаний.
Речь идет о решении создать при мид совет глав регионов для обсуждения вопросов, связанных с отдельными аспектами внешней политики России, в первую очередь приграничным и трансграничным сотрудничеством.
И зарубежные дипломаты, и отечественные эксперты-международники в оценках пока более чем осторожны. Чаще всего даже не дается оценка, а ставится вопрос. Что означает новая инициатива: ведет она к еще большей централизации или, наоборот, к развитию нормального федерализма, при котором приграничные регионы смогут более активно участвовать во внешнеполитическом процессе и отстаивать позиции, жизненно важные для своих территорий?
Возможно, и то и другое одновременно. Печально памятна практика времен, когда главы областей и республик с таким экстазом вступали в разнообразные внешние сношения и творили такие фокусы, что впору было вводить должности министров по случайным связям. Из тех времен по сей день тянутся длинные шлейфы полукриминальных финансово-кредитных сделок, манипуляций с активами отечественных предприятий и т. д. Запрет создавать за рубежом представительства субъектов Федерации и был направлен на ликвидацию бесконтрольной "внешнеполитической" деятельности.
Но, с другой стороны, существует огромное приграничное пространство. Очень разнообразное. Даже если не брать в расчет "особые" субъекты РФ - Калининградскую область на западе и Сахалинскую на востоке (омывающие остров Сахалин воды являются тоже госграницей). Брянская и Смоленская области тоже приграничные субъекты. Там нет застав и таможен, зато есть транзит контрабанды через Белоруссию. Есть своего рода "виртуальная" приграничность. Санкт-Петербург, к примеру, это окно в Европу. Но если не считать опять же морских рубежей, наш город никак не соседствует с европейскими странами, а соседствует с ними Ленинградская область, проблемы погранпереходов и пунктов пропуска касаются именно ее. Зато роль Питера в международном транзите, особенности его положения и инфраструктуры автоматически делают город одним из ключевых звеньев в сложнейших цепочках экономических взаимоотношений России с остальным миром.
Есть также области, от которых, по Гоголю, три года скачи - ни до какого государства не доедешь. В их отношении к новым веяниям нет единодушия. Если Саратов или Самара, развивающие экспортные направления в промышленности, кровно заинтересованы в том, чтобы голос регионов звучал громче, если Вологодчина и Новгородчина стараются демонстрировать свою перспективность в сфере туризма и международных культурных проектов, то в "красном поясе" страны есть области, которые все разговоры сводят к мифической "скупке земли иностранцами" и нашествию "инородцев".
В общем-то Рязани или Орловщине нет никакого дела до того, что в этом году Финляндия вкладывает в приграничное сотрудничество 15 миллионов евро, из которых 5 достанется Санкт-Петербургу, по миллиону - Мурманской области и Карелии... Или до того, что Литва еще и потому стремится вступить в Евросоюз, что у нее под боком Калининградская область. И Литве выгодно помогать Калининграду - из тех соображений, что лучше иметь под боком благополучного соседа, чем бедного и завистливого. Если Литва вступит в Евросоюз, она получит возможность оказывать эту помощь при содействии фонда INTERREG.
Мы недавно писали о проблеме захоронений химического оружия в Балтийском море. В сущности, ни Москве, ни Брюсселю этой проблемой заниматься не очень хочется. Это беда "региональная". Или описанная нами на страницах "НВ" тема, когда финский охотник платит деньги за охоту в Карелии, а разрешение на вывоз трофея должен получать в Москве... В общем-то Карелию, в свою очередь, тоже мало волнует китайская проблема, актуальная для Дальнего Востока. А вот японцы, между прочим, долго изучали особенности приграничных районов Северо-Запада. Их интересовала ситуация контраста между уровнями жизни в карельских и финских муниципалитетах, и они признавались, что эти исследования им могут пригодиться ни больше ни меньше, как для оценки ситуации с Курильскими островами...
Архангельский губернатор Ефремов и мурманский - Евдокимов руками и ногами за активно работающий совет "регионалов" при МИД, а глава Карелии Катанандов уже предлагает апробированные модели межмуниципальных проектов с Финляндией. Многие главы северо-западных областей хотят в дальнейшем настаивать на особом статусе приграничных территорий. И это вовсе не сепаратизм какой-нибудь, а здоровый прагматизм. Потому что от европейских соседей ( как, например, на недавнем заседании "Балтийского клуба" в ИА "Росбалт") часто приходится слышать: "Россия очень большая. Мы не можем говорить о всей России, когда речь идет о помощи или инвестировании средств. Уровень Северо-Западного округа, уровень отдельных областей - здесь мы можем эффективно работать и видеть наглядные результаты".