ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ У НАС ЕСТЬ...
Во всем цивилизованном мире интернет-коммерция прочно вошла в обиход миллионов людей. Неоспоримые преимущества этого вида торговли позволяют называть его наиболее перспективной формой общения продавца с покупателем как минимум на ближайшие двадцать лет.
Психологи утверждают, что при посещении интернет-магазина человек испытывает ощущения, близкие к ощущениям при походе в обычный магазин. К этому добавляется удобство - не надо выходить из дому, можно даже сделать покупку, не покидая рабочего места. Именно в этом аналитики видят причины феномена успешности интернет-коммерции.
Но никакого успеха интернет-магазинов на Западе не было бы, не помогай им в этом инфраструктура, созданная обществом задолго до возникновения интернета. Система электронных платежей, появившаяся еще в конце шестидесятых годов, обеспечивает беспроблемную оплату покупок, а четко функционирующая почтовая служба вовремя доставит покупателю приобретенный товар. Так это у них, а как у нас?
Интернет-торговля у нас есть... Магазины в российском интернете имеются... Товары там кой-какие встречаются... И их даже купить предлагают... Что приятно... Изредка я совершаю покупки в том или ином он-лайновом магазине. И вот какие выводы пришли мне в голову из практики общения с российской интернет-торговлей.
Первое очень сложно произвести оплату товара. Мало какой онлайновый магазин работает с банковскими картами. Есть, правда, их заменители в виде всевозможных систем интернет-денег, таких как яндекс-деньги, но пользоваться ими не совсем удобно как покупателям, так, видимо, и продавцам. А потому большинство последних предпочитает расчет либо наличными при получении товара, либо предоплату. Иногда пользуются наложенным платежом.
Сразу надо сказать, что расчет наличными при получении товара возможен, только если интернет-магазин физически присутствует в том же городе, где живете и вы. Курьер, доставляющий вам товар, забирает от вас деньги. Вроде бы удобно. Но как сказать...
На некоторое время вы становитесь привязанным к дому. Вам же надо дождаться курьера! А это подчас превращается в муку. Курьеры-то имеют тенденцию опаздывать! Один раз я прождал курьера более пяти часов!
Одно дело, когда вы, оплатив товар и оговорив место, куда он должен быть доставлен, спокойно забираете его в удобное для вас время - так, кстати, и происходит на Западе, - и другое, когда вы напряженно ждете курьера: приедет - не приедет.
Отсюда первый вывод, который я сделал для себя после нескольких набитых шишек. Ни в коем случае не покупать через интернет продукты питания. Убить на приобретение полкило колбасы и трехсот граммов сливочного масла три-четыре часа - непозволительная роскошь!
Второй вывод также банален. Покупать в интернете только те вещи, которые в обычных магазинах не удалось найти. Так, однажды мне потребовался один прибор. Обзвонив где-то с десяток магазинов, я его не нашел. Во многих местах мне отвечали, что штучка эта стоит копейки, а покупают ее редко, поэтому ею и не торгуют. Выручил интернет.
В интернете стоит также приобретать то, что в обычных магазинах слишком дорого. Так, книги выгоднее покупать в интернет-магазинах издательств. Разница доходит порой до пятидесяти процентов. Но нужно знать, что главные качества, которыми должны обладать российские интернет-покупатели, - это терпение и упорство.
Месяца два назад мне было нужно приобрести пару компьютерных книжек. В Доме книги я обнаружил, что это удовольствие обойдется мне не менее чем в тысячу рублей. В других книжных магазинах города цены на нужные мне книги были еще выше.
Зайдя на сайт издательства, я обнаружил, что эти две книги стоят в его он-лайн-магазине почти на пятьдесят процентов дешевле. С учетом доставки почтой из Москвы в Питер цена, правда была выше, но все равно я экономил без малого четыреста рублей.
Решив экономить по максимуму, я отказался от оплаты наложенным платежом, не подозревая, какие проблемы я нажил... Итак, по порядку. Я сделал заказ. По электронной почте мне пришло письмо, в котором содержался бланк счета с моим заказом. На следующий день я пошел в ближайшую сберкассу в надежде оплатить этот счет. Там на меня посмотрели как на зачумленного: "Какие платежки? Вы что, предприниматель?" На что я ответил, что предпринимателем я пока еще не был и в обозримом будущем быть им не собираюсь.
Препирались мы где-то минут тридцать. А возмущенные граждане, которым я мешал оплачивать квартплату, называли меня аферистом. Наконец, меня направили в "кустовую" сберкассу, мол, "там лучше знают". Добравшись до вожделенного "куста", я смог осуществить оплату книг.
Вторая проблема была в том, что я должен был отсканировать эту платежку и полученную картинку отправить по электронной почте в магазин. Как это всегда бывает, сканер мой оказался сломанным, и я должен был съездить к приятелю, где и совершил эту процедуру.
Через пять дней из Москвы по e-mail мне пришло письмо, мол, книги выслали, ждите... Две недели я маялся в неизвестности, ожидая, когда же с почты мне придет извещение о том, что я могу забрать бандероль. Наконец, терпение мое лопнуло, и я позвонил на почту. Дама с томным голосом сообщила мне, что моя посылка пришла уже неделю назад и они удивляются, почему я за ней не являюсь. "Вы поторопитесь, а то мы ее назад в Москву отправим", - добавила она.
Вот такая вот история. И я лично не знаю, стоили те триста девяносто шесть рублей выигрыша тех нервов, которые были потрачены мной при приобретении этих двух книг через интернет.
А интернет-коммерция у нас есть... И даже купить что-то можно...