ОНИ ОТПРАВИЛИСЬ НА ПОИСКИ МИРА, КОТОРЫЙ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НАШ
В субботу к 16.00 по ближневосточному времени в студию первого канала израильского телевидения были приглашены отец Илана Элиэзер Вулферман, брат Гади Рамон, командующий ВВС, военные летчики, друзья, однокашники...
Миллионы израильтян прильнули к телеэкранам, чтобы не упустить ни малейшей детали приземления "Коламбии" и в подробностях рассмотреть, как наш национальный герой, полковник Илан Рамон, в оранжевом комбинезоне вместе с шестью американскими космонавтами спускается по трапу и обнимает встречающих его жену и детей.
Мы видели, как сначала в студию принесли записку, прочитав которую ведущий Уди Сегаль заметно встревожился. Но не придали этому значения. Потом перед ним положили на стол еще одну - он замолчал на полуслове и закрыл лицо руками. Тогда отец Илана подошел и взял со стола сообщение о том, что связь с космическим кораблем прервалась. Одновременно на экранах появились вспышки света, словно от метеоритов, стремительно прорезающих пространство. И долго еще вся страна вглядывалась в две белые полосы на голубом фоне - небо над Техасом окрасилось в цвета израильского флага.
Илан Рамон, его жизнь, его судьба, его гибель - все приобрело символический смысл.
Илан Рамон учился в обычной израильской школе и в юности, по его собственному признанию, вовсе не мечтал о полетах в космос, а хотел стать баскетболистом. Но при росте 170 сантиметров не мог рассчитывать на то, что добьется заметных результатов.
После школы Илан решил стать военным летчиком. Летал на "Скайхоках", "Миражах", "Фантомах", одним из первых освоил новейший истребитель F-16, за штурвалом которого сопровождал эскадрилью бомбардировщиков, уничтоживших в 1981 году иракский ядерный реактор и тем самым на много лет задержавших Саддама Хусейна на пути к обладанию оружием массового поражения.
В общей сложности он налетал более 3000 часов, совершил сотни боевых вылетов, участвовал в войне Судного дня и в операции "Мир Галилее".
Илан Рамон был одним из лучших командиров израильских ВВС, принадлежал к группе "молодых полковников", которым прочат блестящую военную карьеру.
В 1995 году было подписано американо-израильское соглашение в области космических исследований. Выяснилось, что среди кандидатов на роль первого израильского космонавта именно Рамон идеально соответствует всем критериям: опыт военного летчика сочетался с блестящим инженерным образованием в области электроники и компьютерной техники, а опыт исследовательской и конструкторской работы (он участвовал в разработке израильского истребителя "Лави") - с прекрасной физической формой.
В 1998 году Илан Рамон приступил к совместным тренировкам с американскими астронавтами по программе НАСА. Уже через год он был включен в официальный список будущей команды космического корабля "Коламбия".
Рамон был абсолютно светским человеком, но тем не менее чтил традиции своей страны. За 16 дней полета он должен был два раза встречать субботу. Но как определить ее наступление, если космический корабль совершает в течение суток 16 оборотов вокруг Земли? По этому вопросу, впервые возникшему в иудаизме, дискутировали авторитетные раввины из многих стран. Они пришли к выводу, что Илан Рамон должен встречать субботу по флоридскому времени. В условиях невесомости он наливал вино в бокал, читал субботнюю молитву.
В космос полковник Илан Рамон взял томик Книги псалмов и карандашный рисунок "Лунный пейзаж", найденные в одежде маленького еврейского мальчика, погибшего в Освенциме. Еще он взял с собой флаги Израиля и военно-воздушных сил, а также личный штандарт президента страны Моше Кацава. Жена Илана, Рона Рамон, перед полетом вручила каждому из семи астронавтов хамсу, серебрянную пластинку с изображением "ладони Давида", которая охраняет человека от невзгод...
Сам Рамон ничего не боялся. Он считал, что космический полет ненамного опаснее простой поездки на автомобиле, тем более в Израиле.
На 12-й день полета Илан Рамон написал письмо президенту Израиля:
"Здравствуйте, господин президент! Для меня великая честь писать Вам из космоса. Этим утром мы вновь пролетали над Израилем. Я смотрел на Иерусалим и молился, читал "Шма, Исраэль". С неба не видно границ, и наш мир кажется цельным, единым, мудрым. Таким он и должен быть".
Узнав о катастрофе космического корабля и гибели своего мужа, Рона Рамон сказала: "Он отправился на поиски мира, который лучше, чем наш".
Израиль оплакивает своего героя. Страна, где за последние два с половиной года в терактах погибли более 730 человек, скорбит по человеку, подарившему ее гражданам минуты радости и гордости, позволившему им хоть на время забыть страшную действительность, которая их окружает.
Представитель израильского армейского раввината отправился в США, чтобы принять участие в опознании останков тел погибших астронавтов. Обломки "Коламбии" разбросаны на сотни километров. И все равно будет сделано все возможное, чтобы найти останки Илана Рамона и с почестями похоронить их на военном кладбище на горе Герцля в Иерусалиме.