ПОТЕРИ НЕВОСПОЛНИМЫ. ШТУРМ КОСМОСА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

...Когда несколько лет назад стало известно, что американка Лорел Кларк полетит в космос на корабле "Коламбия", ее двоюродный брат, с которым она очень дружила, стал мечтать, как проводит ее в полет и как встретит... Судьба распорядилась иначе - он работал на 96-м этаже одной из "башен-близнецов" и погиб 11 сентября 2001 года, Лорел провожала его в последний путь. А в минувшую субботу она сама погибла в небе...<br>В субботу все телепрограммы в США и в Израиле были прерваны страшными кадрами - падающие обломки "Коламбии". В течение нескольких часов еще молились о чуде. Но его не произошло.

Связь с кораблем "Коламбия" системы Space-Shuttle центр управления полетом потерял за 16 минут до предполагаемой посадки. А через 7 минут после того, как "космический челнок" должен быть приземлиться, родственники астронавтов, находившиеся в ожидании на мысе Канаверал на территории Космического центра Кеннеди, были уведены в закрытое помещение. В это время на землю в штатах Техас и Луизиана уже падали обломки. Работа поисково-спасательных служб началась немедленно, было объявлено о том, что ни в коем случае к упавшим частям корабля нельзя приближаться и тем более прикасаться. Тем не менее на вчерашний день пришлось оказывать медицинскую помощь десяткам людей - кто-то получил ожоги от прикосновения, кто-то надышался токсичных веществ... Обломки, обнаруженные в полосе шириной свыше 300 км, свозят на военную базу "Барксдейл" в Луизиане - нужно устанавливать причины катастрофы. Шаттл начал разрушаться на высоте примерно 60 км. Полный распад корабля произошел в 19 км от Земли. "Коламбия" в этот момент летела с огромной скоростью, в 6 раз превышающей скорость звука. Это, по мнению специалистов, полностью исключает версию теракта. И предположение, что кто-то мог спастись с помощью парашюта. В воскресенье сообщили о страшной находке - человеческих останках и фрагментах скафандра. Идентификация останков будет проводиться с помощью ДНК-анализа. ...Еще до того, как НАСА официально объявило о гибели астронавтов, были приспущены государственные флаги над Белым домом, другими госучреждениями США. Глубокая печаль воцарилась в Израиле и Индии. Одна из погибших - индианка Калпана Чаула - у себя на родине была очень любима с 1997 года, когда она на "Коламбии" уже летала в космос, где до нее не было никого из индийцев. В ее родном городе Карнале, в школе, где она училась, висит ее фото в костюме астронавта НАСА. В субботу в школу пришло множество людей праздновать ее возвращение на Землю... Родители Илана Рамона пережили холокост и Освенцим. У самого подполковника Рамона, отца четверых детей, за плечами серьезный послужной список. Он был прекрасным летчиком. Израиль готовился к торжественной встрече... Те, кто в свое время приехал из СССР, потом из России, при известии о гибели Рамона с болью в сердце вспомнили о других погибших покорителях космоса - в свое время они вместе со всеми нами переживали гибель Комарова, Добровольского, Волкова, Пацаева. Остальные израильтяне испытали такой шок впервые. В воскресенье стало известно, что Израиль намерен продолжать сотрудничество с США в сфере космоса. Уже готовится другой космонавт. Полет к звездам продолжается. ...В последние годы могло показаться, что к катастрофам человечество привыкло. Столько жертв - от терактов, от авиакатастроф, от стихийных бедствий. Оказалось, что это не так. Когда телеканалы всего мира показывали те кадры, на которых семь астронавтов - живые, очень красивые, очень радостные, миллионы сердец на Земле больно сжимались от чувства непоправимой потери. Человечество платит за прогресс дорогой ценой - жизнью таких людей, смелых и красивых. Прорыв к звездам не остановить. Американский конгрессмен Джеймс Сенсенбреннер, который в прошлом возглавлял комитет палаты представителей по науке и участвовал в расследовании обстоятельств катастрофы шаттла "Челленджер", заявил, что Штаты должны продолжать космическую программу, но для полетов в космос и вывода грузов на орбиту должны быть созданы новые типы космических кораблей многоразового использования. По его словам, технология, использованная для создания шаттлов, уже устарела, так как была разработана в 60-70-х годах прошлого века: "Надо смотреть вперед и проводить исследования, которые могут потенциально еще более революционизировать нашу жизнь. У нас произошла национальная трагедия, но Америка не привыкла отступать, и Америка учится на своих ошибках". В эти дни администрация Буша представляет на рассмотрение конгресса проект бюджета, и конгрессмен считает, что в проект нужно внести изменения, которые позволят США иметь "жизнеспособное гражданское космическое агентство. Если НАСА распадется, его обломки подберет Пентагон, Гражданское агентство хорошо послужило нашей стране, и еще послужит". (Речь идет о серьезных бюджетных проблемах, которые НАСА испытывало в последнее время.) Сейчас, когда мир скорбит по погибшим и когда начато расследование причин трагедии, одновременно в мире звучит тревога по поводу будущего Международной космической станции (МКС). Сейчас там находятся двое астронавтов и один космонавт. Российский грузовой корабль "Прогресс" в эти минуты летит к МКС. После того как его разгрузят, его двигатели будут использованы для того, чтобы вывести станцию на более высокую орбиту. Экипаж должен был возвращаться домой в марте с помощью шаттла. Но полеты "челноков" приостановлены. Сейчас, по всей вероятности, нужно будет использовать российский "Союз". У МКС возникает много проблем... Но, например, бельгийский космонавт Франк де Винне, уже побывавший на МКС, заявил, что полеты людей в космос должны продолжаться, несмотря на катастрофы. "Я уверен, что этот сложный период будет пережит, как это было в случае с "Челленджером", и дело будет продолжено", - заявил де Винне. Сегодня, когда состоялось всего одно заседание "комиссии Гемана", расследующей причины гибели американского космического корабля "Коламбия" с семью посланцами планеты Земля на борту, еще рано говорить о причинах катастрофы. Безусловно, будут рассмотрены гипотезы о теракте и о сбое компьютерной программы, а также основная версия - потеря кораблем части керамической обшивки термической защиты. Специалисты разберутся, если эта версия подтвердится, почему НАСА ограничилось изучением видеозаписи старта и не отдало приказ астронавтам выйти в открытый космос и осмотреть состояние обшивки визуально. Но уже сейчас можно сделать определенные выводы о перспективах программы Space Shuttle и Международной космической станции (МКС). Несмотря на то что полеты "челноков" приостановлены, эксперты сходятся в том, что последствия для программы будут не более катастрофичными, нежели последствия катастрофы "Челленджера" семнадцать лет назад - тогда полеты были приостановлены приблизительно на год. Во всяком случае, президент США уже выделил НАСА дополнительные ассигнования в размере 400 млн долларов. Что касается МКС, то в программу ее строительства также наверняка будут внесены определенные коррективы, поскольку большинство рейсов по доставке блоков и экипажей должны были выполнять именно многоразовые американские корабли. И дело тут не в некоей "дискриминации" "Союзов" и "Протонов". Просто доставка частей и блоков МКС на орбиту значительно дешевле и проще с помощью кораблей многоразового использования. Теперь вполне возможно, что в случае длительной приостановки полетов шаттлов российские корабли будут летать чаще. А может быть, и нет - если будет скорректирован график строительства МКС. Одно можно сказать с полной уверенностью: если бы в свое время не была заморожена программа "Буран" (из-за отсутствия финансирования и политической воли федерального центра), полеты можно было бы продолжать с помощью российских челноков. И строительство МКС можно было бы проводить практически без корректировки сроков. Так или иначе, но комиссия по расследованию гибели "Коламбии" изучит последствия сокращения финансирования программ НАСА, проходившие в последние годы несколько раз. Правительства одинаковы во всех странах - выделяют деньги на войну и сокращают расходы на мечту... Не говоря уже о более чем серьезной угрозе, о которой в последнее время много говорят и даже снимают фильмы: об опасности столкновения Земли с астероидами. Представьте, к примеру, падение нового "Тунгусского метеорита" где-нибудь в центре Европы или в Северной Америке... Но опасности можно избежать, продолжая исследования космоса. Предупрежденный, как известно, защищен, и в случае если опасность столкновения станет реальностью, у землян будет время нанести упреждающий удар. Ближайший старт очередного "челнока" по программе МКС был запланирован на февраль. Он должен был доставить американский модуль Node-2, второй из трех служебных модулей, соединительный для японской и европейской лабораторий и исследовательского модуля-центрифуги. В июне планировалось доставить японский экспериментальный багажный модуль и научную энергетическую платформу. В сентябре - японский научный модуль "Кибо" и японскую руку-манипулятор для доставки грузов из внешнего грузового блока. В октябре - внутренний и внешний багажные модули (последний предназначен для хранения экспериментального оборудования в открытом космосе). В текущем году, так же как в предыдущие и последующие годы, российские корабли должны были совершать по 2-3 рейса в год. Окончание сборки МКС планируется на 2005 год. Для поддержания станции в работоспособном состоянии необходимо не менее пяти рейсов шаттлов в год. Вероятно, в крайнем случае их можно будет частично заменить российскими одноразовыми кораблями.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.