БЕЗ ПРЕМИЙ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ НА СВЕТЕ...
Каждый год 31 января в день рождения Владислава Стржельчика в Доме актера на Невском собираются его коллеги, друзья, почитатели. И происходит церемония вручения независимой актерской премии имени Стржельчика.
Небольшое жюри, состоящее из вдовы Владислава Игнатьевича режиссера Людмилы Шуваловой и двух его коллег-партнеров Алисы Фрейндлих и Кирилла Лаврова, объявляет лауреатов премии. В предшествующие годы ими стали Эра Зиганшина, Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Валерий Дегтярь... Премией были отмечены и удачные дебюты молодых актеров, и целые актерские ансамбли...
И год от года популярность премии растет. Несмотря на то что вокруг существует целый хоровод всяких весьма престижных, громких и богатых наград, на фоне которых премия Стржельчика выглядит весьма скромно. Причина такого успеха одна - действительная независимость решения жюри. Что всегда видно по результату. Потому вопрос - "А судьи кто?" в данном случае никогда не стоял. Судьи свои, коллеги, настоящие художники, трудяги, любимые всеми талантливые актеры, люди, знающие почем нелегкий актерский хлеб. И никакие посторонние соображения этим судьям не мешают. И надо поздравить и нашу театральную общественность, и вообще город, что есть у нас такая нормальная, честная, симпатичная премия, которая не путает карты, не размывает критерии, не обесценивает настоящий творческий труд.
Отсутствие конъюнктурных мотивов подтвердило и нынешнее решение жюри. Лауреатом премии Стржельчика за 2002 год стал актер Малого драматического театра - Театра Европы Игорь Иванов, исполнитель главной роли в спектакле "Исчезновение". Спектакль этот совсем недавно появился в репертуаре Малого драматического, идет он на Камерной сцене, куда вмещаются всего несколько десятков зрителей, поэтому спектакль видели очень немногие. Но те, кому повезло, в один голос заявляют, что работа Игоря Иванова - значительное явление.
К сказанному остается добавить, что и сама церемония вручения премии всегда проходит соответственно ее достоинствам. Фанфары, иллюминации, театральные дымы и ушераздирающие фонограммы не практикуются. Все гораздо скромнее. Зато не занудно, по-домашнему, по-человечески, с юмором и уважением к профессии.
А вот на прошедшей в понедельник в новом клубе "Джаката", извините за англоязычное выражение, party главной национальной театральной премии "Золотая маска" все было как раз наоборот. Столпотворение, нервно-паралитическая напряженность, децибелы, превращающие человеческое общение в отрывистые возгласы... И хотя здесь тоже присутствовали многие из тех, кто был на вручении премии Стржельчика, атмосфера царила совсем иная - уровень второсортной клубной тусовки.
Впрочем, на это особого внимания можно и не обращать, поскольку главной целью сборища являлось объявление афиши фестиваля "Золотой маски", который, как известно, в честь нашего главного юбилея пройдет в этом году не в простой, а в культурной столице. И афиша, конечно, впечатляет. Впервые петербуржцы увидят большинство лучших драматических и музыкальных спектаклей со всей России. Фестивальный марафон начнется 27 марта, в Международный день театра, и продлится до 14 апреля. За это время петербургская публика увидит около четырех десятков постановок. Среди них и уже нашумевшие, увенчанные другими премиями, например, питерские "Московский хор", "Эдип-царь" или московская "Дама с собачкой", и совершенно неизвестные коты в мешках, но раз отобраны на "Золотую маску", значит, что-то любопытное, а, может быть, и яркое в этих спектаклях есть. Причем такие уравнения с одним неизвестным есть даже среди петербургских постановок. Кто, например, что-нибудь знает о спектакле "Sine loco" Русского инженерного театра "АХЕ"(одно название чего стоит!)? Но ведь любопытно, что за кот в этом мешке? Что уж говорить о номинантах из Ростова, Омска, Самары, Перми или Пензы.
Словом, для петербуржцев предстоящий фестиваль действительно очень крупное театральное событие и к нему надо, конечно, готовиться. Как? В основном, как уже говорилось, копить средства. Хорошее редко стоит дешево.