ПОЭТЫ В ГОСТЯХ У ПОЭТА
До конца февраля продолжит свою работу в Музее-квартире Александра Блока выставка Николая Дронникова "Краски и слова...". Значительную часть экспозиции занимают портреты Иосифа Бродского, сделанные художником во время визитов поэта в Париж. Кроме того, это портреты Анны Ахматовой, Евгения Рейна, Владимира Уфлянда, Григория Айги, иллюстрации к стихам и множество книг, изданных художником во Франции.
Николай Дронников (родился в 1930-м), скульптор, художник, книгоиздатель, с 1972 года живет в Париже и занимается там популяризацией русской культуры. Как формулирует это он сам в документальном фильме, снятом французами: "Я занимаюсь историей, очищением лика России, на котором наслоения, как на иконе, - я ее чищу". На вопрос французской журналистки, как к нему относятся в России, он отвечает: "Да кому я там нужен!" Тем не менее в последние годы русская публика видит творчество Дронникова то в Москве, то в провинции. В Петербурге это первая персональная выставка художника.
Все герои выставки соединены множеством связей - кроме самых очевидных (например, Блок и Бродский на букву "б", самые крупные поэты начала и конца прошлого века, Блок был знаком с Ахматовой, а Ахматова с Бродским - портреты Бродского и Ахматовой выставлены в квартире Блока), есть и подспудные. О них рассказал публике куратор выставки Арсен Мирзаев. Так, Дронников и Бродский уехали из России в один и тот же год. Одно из первых публичных выступлений Бродского проходило на концерте, который организовал друг художника. Николай Дронников родился в деревне Будки Тульской области, а Ахматова умерла в Комарово, в своем домике, который называла будкой. Дронников издавал Наталью Гончарову и Михаила Ларионова, их стихи он нашел в архивах - художники оказались еще и поэтами. "Лучше жить в глухой провинции у моря", - писал Бродский, а Блок в Петербурге нашел тихий угол - Коломну - и поселился, по словам Ахматовой, "у морских ворот Невы". Все эти игры с совпадениями и пересечениями судеб не имели бы смысла, если бы не было собственно картин Николая Дронникова, которые самодостаточны и без мистики.
Портреты Бродского висят в отдельном зале. Их много, на всех он один и в то же время неуловимо разный. Художник часто берет крупный план, сосредотачивая внимание на чертах лица или же укрупняя, например, руки с сигаретой. Надо отметить, что Дронников принципиально против позирования, он всегда рисует людей только за работой: то есть музыканта - играющим, поэта - читающим стихи. И вся масса рисунков предстает перед нами будто бы кадрами из неснятого фильма, можно пытаться проследить движение поэта, пусть и точечно: 1978 год, 1984-й, 1990-й - три приезда в Париж, три года, соединенные пространством города. Из петербургской квартиры привезли на выставку и письменный стол поэта. Стол как стол, не в нем тут дело, а в этом напряженном лице, которое смотрит со всех стен. "Я противопоставил двух поэтов, Бродского и Айги, мертвого поэта и живого", - сказал Николай Дронников на открытии выставки. Но противопоставления, противостояния не происходит. Наоборот, география квартиры поэта из другого времени всех уравнивает перед лицом поэзии.