ОДНИМ ИНОСТРАНЦЕМ БОЛЬШЕ, ИЛИ СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ
Главная команда северной столицы продолжает подготовку к сезону на Кипре. Сегодня петербуржцы сыграют контрольный матч с ярославским "Шинником", а уже в понедельник транзитом через Москву прибудут в Петербург.
Начнем, как в популярном анекдоте, с не очень хороших новостей. Не смогут сыграть против подопечных Александра Побегалова травмированные Константин Коноплев и Валерий Цветков. Насколько серьезны полученные ими повреждения, пока неясно: точный диагноз врачи поставят после возвращения команды домой.
Хорошей же вестью для поклонников "Зенита" станет, несомненно, следующая: Валерий Газзаев пригласил в сборную России полузащитника Андрея Аршавина. И хотя петербуржец вызван только потому, что получил травму игрок самарских "Крыльев Советов" Антон Бобер, все равно приятно. Александр Кержаков и Андрей Аршавин вновь вместе в национальной команде. Дуэт "АК" сейчас для "сине-бело-голубых" значит не меньше, чем в 1950-е Эдуард Стрельцов и Валентин Иванов для московского "Торпедо", или, если брать не столь давние времена, то же, что Олег Протасов и Геннадий Литовченко для днепропетровского "Днепра" в середине 1980-х.
Еще одна новость вызовет неоднозначную реакцию питерских любителей футбола. Как сообщают чешские СМИ и официальный сайт клуба "Богемианс" (Прага), в "Зенит" на днях прибудет еще один футболист из страны бравого солдата Швейка. Им станет форвард "Богемианса" кандидат в чешскую сборную 26-летний Лукаш Гарчик. Сезон-2001/2002 этот нападающий провел в пражской "Спарте". По своим физическим данным Гарчик - типичный форвард таранного типа. В нынешнем чемпионате Чехии он провел за "Богемианс" 14 игр и забил 2 мяча, а всего в его активе 59 матчей и 12 голов в первой (аналог российской премьер-лиги) лиге.
Если Гарчик пополнит ряды "Зенита", то число легионеров - соотечественников Властимила Петржелы достигнет четырех, а считая словацкого (Чехия и Словакия сохраняют прочные связи) вратаря Чонтофальски, то пяти. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Голландец Луи Ван Галь приглашал в "Барселону" голландцев, француз Арен Венгер в лондонский "Арсенал" - французов. Можно вспомнить, что наш Олег Блохин в 1990 году, возглавив греческий "Олимпиакос", взял в свою команду советских футболистов Олега Протасова, Геннадия Литовченко и Николая Савичева.
Да и Анатолий Бышовец, приняв в конце 1996-го "Зенит", сделал ставку на воспитанников украинского футбола. Пожалуй, в случае с Петржелой наиболее корректно сравнение именно с Бышовцем. Оба тренера приглашают не слишком известных на момент их появления в "Зените", но хорошо им знакомых игроков. При этом мнение петербургской футбольной общественности, то есть болельщиков-патриотов и оказавшихся не у дел местных специалистов, в большинстве своем - ветеранов "Зенита", их нисколько не волнует.
И Бышовец в ноябре 1996-го, и Петржела шесть лет спустя были приглашены президентом клуба Виталием Мутко как люди независимые и абсолютно чужие для города на Неве. Обоим был предоставлен карт-бланш, включая право избавляться от не устроивших их заслуженных игроков. Так Бышовец изгнал Сергея Дмитриева и Игоря Данилова, а Петржела без каких-либо сантиментов расстался с Константином Лепехиным. Другое дело, что у Бышовца был огромный авторитет футболиста, блиставшего в сборной СССР (его гол в ворота сборной Бельгии на мексиканском мундиале 1970 года включен в число "100 самых красивых голов на чемпионатах мира"), и тренера, выигравшего Олимпиаду в Сеуле, а в послужном списке Петржелы главное достижение - одна победа в Кубке Чехии. К тому же перед Бышовцем не ставилась задача в первый же год завоевать путевку в Кубок УЕФА. И болельщики в 1996 году не были избалованы успехами, после "черных лет" (1989 -1994) все были рады и тому, что "Зенит" "из "вышки" не вылетел", нынче же все требуют медалей и регулярных выступлений в еврокубках.
Петржеле все простят, если "Зенит" будет выигрывать, как в свое время все простили чужаку Бышовцу. Ставка, сделанная Мутко, высока, но кто не рискует, тот, как известно, лишается многого. Порой большего, чем тот, кто рискует.