ЮНЫХ НАРКОМАНОВ ЛЕГЧЕ СПРЯТАТЬ, ЧЕМ ВЫЛЕЧИТЬ
Встретить на улице обкуренного или пьяного подростка можно едва ли не на каждом углу. Многие из них уже с 11-12 лет стали зависимыми от допинга. Сколько их - детей-наркоманов, детей-алкоголиков, если учесть, что детьми по закону считаются граждане в возрасте до 18 лет? Главный врач городской наркологической больницы (так с конца декабря прошлого года называется городской наркологический диспансер) Сергей Тихомиров говорит, что городу требуется не меньше 270 детских наркологических коек. До сих пор их было всего 15. Да и было ли?
Детское отделение в городском диспансере производит странноватое впечатление: палаты и прилегающий к ним коридор отремонтированы в евростиле. Часть помещения по-простому закрыта фанерой. Там по плану должны были размещаться спортзал и буфет, но ремонта там не было, так же как и в других помещениях, которые выглядят плачевно, если не сказать убого. Отделение контрастов. В нем пусто и неуютно. Два пациента - девочка и мальчик в возрасте 14-15 лет - слоняются по коридору от безделья. Девочка принимается рисовать, парень садится у телевизора.
- Чем вы здесь занимаетесь?
- Таблетки принимаем.
- Не скучно? - В ответ пожимают плечами. В такой обстановке, признаться, лечиться от зависимости и взрослому было бы трудновато.
Кроме ребят в отделении - медсестра, завотделением и буфетчица. Теоретически есть еще две медсестры (они работают посменно), врач, старшая медсестра и психолог. Хотя по штатному расписанию на 15 коек полагается 30 сотрудников.
Детское отделение в бывшем диспансере можно назвать многострадальным. Оно было создано в 1997 году для детей в возрасте от 13 до 18 лет и худо-бедно стабильно работало до тех пор, пока не началось финансирование Городской программы противодействия наркомании. В 2001 году здесь начался ремонт (по смете на него требовалось 3 млн рублей). То, что всего на одно помещение в отделении было истрачено 1 млн 600 тысяч, поверить трудно. Но главврач утверждает, что строителям виднее, они "меняли перекрытия"... В прошлом году израсходовано еще 212 тысяч рублей.
Когда велись ремонтные работы, пациентов переселили в кабинет психолога. На девяти кроватях в одной комнате вместе находились и девочки, и мальчики... Только в декабре прошлого года появилась возможность снова хотя бы в относительно нормальных условиях принимать детей. Заведующая отделением Татьяна Катаева принялась было устанавливать связи с другими медицинскими учреждениями, сообщать, что отделение наконец открылось после ремонта и можно направлять сюда юных наркоманов и алкоголиков. Однако ее желание лечить наркоманов руководители больницы не приветствовали: "Зачем? Отделение все равно закрывается". После того как в него вложено почти 2 млн государственных средств, вдруг выяснилось, что детское отделение планируется закрыть, а вместо него открыть другое - в детской инфекционной больнице № 3. Уже издано распоряжение руководителя комитета по здравоохранению о его открытии к 1 апреля этого года. По Программе противодействия наркомании на его создание в этом году намерены истратить 1 млн рублей. Это вложение средств в учреждение, здания которого находятся в аварийном состоянии и о необходимости занятия которого говорят уже несколько лет.
ЕСТЬ ВОПРОСЫ - НЕТ ДЕНЕГ
Прокомментировать открытие-закрытие детских наркологических отделений корреспондент "НВ" попросил и. о. председателя комитета по здравоохранению Владимира Жолобова. Но его помощники переправили вопросы, адресованные своему руководителю, главному врачу городской наркологической больницы Сергею ТИХОМИРОВУ.
- Сергей Михайлович, вам известна причина, по которой закрывается детское отделение в вашем учреждении?
- Откуда такие данные? У меня нет распоряжения о закрытии отделения. Оно работает.
- Как любое медицинское учреждение, вы должны быть заинтересованы в обороте коек. Почему отделение практически пустое?
- Почему пустое? Сколько поступает...
- Но ведь потребность в наркологическом лечении испытывают сотни детей и подростков. Сейчас попадающие с алкогольным и наркотическим отравлением в 5-ю детскую городскую больницу выписываются после лечения от отравления на 5-6-й день в никуда, без наркологического лечения. А следовало бы, чтобы эти пациенты после детокса поступали к вам, где помощь могут оказать наркологи, а не токсикологи. Почему не налажено взаимодействие между двумя учреждениями, нет никакой преемственности, а значит, и лечение их в 5-й больнице бесполезно (разве что от смерти там спасают)?
- Ваш вопрос правомерен, но он не ко мне. Я руководитель своего учреждения, другими не командую, этот вопрос надо задавать выше (видимо, в комитете по здравоохранению. - И. Б.).
- Как вы считаете, сейчас в отделении есть возможности для нормального лечения?
- Нет, потому что оно не отремонтировано.
- А когда мальчики и девочки находились вместе в одной комнате и их все же лечили, вопросов не возникало?
- Возникали вопросы, но денег на ремонт не было.
- В 3-й инфекционной больнице создается отделение для наркоманов, имеющих сопутствующие инфекции. А если юный наркоман еще не успел ничем заразиться?
- Это не так, там создается обычное наркологическое отделение, а инфицированных наркоманов лечат в больнице Боткина.
- Какой, по-вашему, должна быть служба наркологической помощи детям?
- Она должна дублировать взрослую службу. То есть иметь стационарные койки, учреждения, где можно получить помощь как в дневном стационаре, и амбулаторную службу. Сейчас дневной стационар действует на Республиканской улице. В Калининском и Приморском районах ремонтируются помещения, возможно, там будут открыты детские стационары. А амбулаторный прием и сейчас ведется в межрайонных наркологических диспансерах.
Программа противодействия наркомании принята в 1998 году и была рассчитана на 1999-2001 годы. Поскольку разные ведомства долго не могли поделить деньги, выделенные на ее реализацию, финансирование началось только к концу 2001 года. Тогда на развитие детской наркологической службы средства были выделены отдельно. Теперь, в программе на 2002-2005 годы, они запланированы в общем объеме средств, отпущенных на здравоохранение. В этом году сумма равна тому самому миллиону рублей, который предполагается истратить на создание отделения в 3-й больнице.
МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ...
По словам главврача 3-й детской инфекционной больницы Галины ТЮЛЕНЕВОЙ, отделение будут создавать в два этапа. Первый - в приспособленном помещении, рассчитанном на 15 пациентов. Освобождено одно отделение, в котором пока условий для пребывания юных наркоманов нет. Нет и персонала, который согласен работать с этим трудным контингентом детей. Вообще, новые пациенты - от 15 до 18 лет - педиатров слегка пугают: прежде им не доводилось работать со взрослыми детьми. А если эти детки еще и наркоманы...
Успеют ли к 1 апреля открыть это приспособленное отделение, пока неизвестно.
Второй этап - реконструкция отдельного корпуса под наркологическое отделение на 30 человек, как и запланировано. Но на реконструкцию нет еще даже проектно-сметной документации. А если не сегодня завтра вновь встанет вопрос о закрытии больницы, деньги окажутся выброшенными на ветер?
Запланировано ли развитие детской наркологической службы? "Запланировано", - отвечает мне Сергей Михайлович. И сообщает о создании вышеназванного отделения, ремонте помещений (в Калининском и Приморском районах). А на деле оказывается, что службы, способной лечить наркоманов, в городе до сих пор практически нет. То отделение, что хоть как-то способно решать проблему, бездействует.
Принцип лечения от наркологической зависимости известен во всем мире: детокс - собственно наркологическое лечение - реабилитация. Детоксикацией, то есть спасением жизней детей после отравления, занимается 5-я городская больница, туда юные наркоманы поступают по "скорой" и на пятый день выписываются. В Калининском районе открыт и уже почти полгода действует реабилитационный центр для детей, пролечившихся от наркозависимости. Только вот лечиться им сегодня практически негде. Середина цепочки, по которой наркомана можно вернуть к жизни, выпадает. Она ремонтируется, реконструируется, на нее расходуются миллионы государственных средств, а лечить токсикоманов, алкоголиков и наркоманов негде.
В связи с празднованием 300-летия Петербурга городские власти намерены на месяц раньше - в середине мая - открыть летний сезон в загородных оздоровительных лагерях для детей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ГУВД. Руководители территориальных управлений районных администраций получили задание от руководства города к маю создать в каждом районе социальные приюты и собрать безнадзорных детей с улиц. Желание властей объясняется просто: убрать с глаз долой неблагополучных детей, среди которых большая часть употребляет алкоголь и психотропные вещества. Это намного проще, чем лечить и заниматься их проблемами. Только вряд ли эта страусиная политика обойдется городу дешевле.