ПАМЯТЬ ПОЭТОВ
Вчера во дворе дома № 12 по набережной Мойки было, как всегда, многолюдно. Пришедшие объединились ради памяти Пушкина, чья жизнь прервалась в такой же зимний день 166 лет назад. Были речи и музыка, стихи и минута молчания. Пожалуй, ни в одном городе мира, ни в одной стране так не вспоминают человека, ушедшего из жизни много-много лет назад. В этом благоговейном трепете есть свой смысл, который дает редкую возможность почувствовать себя приобщенным к тому бескрайнему миру, который зовется "русской культурой".
Для нас, жителей самого пушкинского города на свете, нет нужды рассказывать о том, КТО такой Пушкин. Он был и есть Поэт. Свет его личности и его творчества распространяется далеко за пределы Петербурга и России. И в этом траурном дне Александр Сергеевич вновь явился нам как некий абсолют, как некое связующе звено между прошлым и будущим.
На заре жизни "старик Державин" благословил юного поэта на служение музам. Минуло много-много лет, и уже Пушкин по-своему возвращает свой "долг" Гавриле Романовичу. В дни празднования 300-летнего юбилея северной столицы в Петербурге откроется музей Державина, создаваемый усилиями сотрудников Всероссийского музея Пушкина. В этом закономерном и долгожданном акте объединяются в единое целое два века русской поэзии, два Поэта, две судьбы. Объединяются в едином пространстве нашей истории и культуры.
В конце мая этого года, когда мы празднуем не только 300-летний день рождения города, но и 260 лет Державину, состоится открытие музея Г. Р. Державина и русской словесности его времени. Этот музей является филиалом Всероссийского музея Пушкина. Экскурсию для журналистов по особняку поэта на Фонтанке, 118, который еще скрывается в строительных лесах, провел директор музея Сергей Некрасов.
О стихах Державина со школы остается смутное представление. Тяжеловесная поступь его од, посвященных Фелицам и Мещерским, требует долгих и мучительных учительских объяснений, которые все равно просачиваются мимо памяти, и остаются только малопонятные скрежещущие строчки "рев крав, гром жолн и коней ржанье", да рассказ Пушкина о том, как старик Державин после экзамена хотел его обнять. И только если потом, в сознательном возрасте, натыкаешься на его предсмертную "Грифельную оду" и поражаешься ее простоте и силе, это может послужить импульсом вернуться и посмотреть, кто же такой Гаврила Романович Державин. Родом из бедных дворян, он прошел путь от солдата до министра юстиции и сенатора и всегда ценил свои карьерные успехи не меньше поэтических. Менее образованный, чем его друг Николай Львов, который был человеком поистине ренессансного размаха (поэт, художник, музыкант, архитектор и инженер), именно Державин сделал первый шаг от риторики к лирике и дерзнул остаться в стихах самим собой - мурзой, который любит пить кофе, вкусно есть и поздно вставать. Сейчас почувствовать новизну державинских стихов можно, только предварительно начитавшись Тредиаковского, Сумарокова и Кантемира: на фоне предшествующей ему поэзии XVIII века видна легкость ритма, простота слога и яркость образов. Заполнить эту лакуну в восприятии истории литературы и призван создающийся музей Державина. Ведь литературные музеи нашего города фактически начинают отсчет русской словесности с Пушкина, мельком упоминая как его предшественника Державина, - и тем самым закрепляют школьные пропуски.
Всероссийский музей Пушкина арендовал державинскую усадьбу еще в 1988 году. А уже в начале 90-х была разработана концепция будущего музея. Давно шла и научная работа - проходили Державинские чтения, выпускались сборники, в саду усадьбы проводили праздники русской поэзии. Однако только к 1999 году весь комплекс зданий на Фонтанке, 118, вместе с прилегающим садом (общая площадь более шести тысяч квадратных метров) был передан музею Пушкина. Как рассказала Татьяна Мохова, заместитель директора музея по развитию, в течение этих 10 лет шла напряженная борьба за каждую пядь земли, ведь в самом доме и прилегающих корпусах обитали 25 арендаторов, а кроме того, две коммунальные квартиры. Музею пришлось пройти через три суда и, как рождения ребенка, девять месяцев ждать решения губернатора. Фактически настоящие работы по реставрации были начаты два года назад, когда наконец согласились все инстанции и стало поступать федеральное финансирование. Самой трудоемкой задачей было вывезти грязь и привести здания в порядок, потому что все, от подвалов до кровли, пришло в негодность. В центральном корпусе, где и разместится сам музей, остались только стены, все остальное нужно было делать заново. Была построена собственная трансформаторная подстанция, по городу проложены километры кабелей, расчищены подвалы (оказалось, что они сводчатые, XVIII века, высотой два с половиной метра) и, что немаловажно - ведь рядом Фонтанка, восстановлена гидроизоляция.
Сейчас в главном здании по проекту архитектора Ларисы Одинцовой внутренние работы практически завершены, в оставшиеся до открытия месяцы будут заниматься интерьерами и экспозицией. Также полностью готов корпус, где будут расположены реставрационные мастерские, для них уже закуплено оборудование. А вот восточный и западный корпуса встретят юбилей только с отремонтированными фасадами. В одном из них будет сделан театр со зрительным залом на 70 мест. В другом будет оборудована небольшая гостиница (для приезжающих научных и музейных работников). Планируется также отреставрировать часть парка по проекту XVIII века, восстановив пруды и беседки, другую же половину просто благоустроить. Дата окончания работ - 2005 год. В целом усадьба Державина станет музейно-культурным комплексом, задачи которого не ограничиваются проведением экскурсий и хранением фондов, но распространяются практически беспредельно - на работу с детьми, молодежью и вообще всеми желающими узнавать историю культуры. Как следует из программы развития, директор Пушкинского музея Сергей Некрасов видит музей социальным институтом, благодаря материальной и технической базе которого можно осуществлять самые различные задачи как по сохранению культуры, так и по развитию образования. Но не будем заглядываться на прекрасное будущее, где маячат райские сады, оснащенные компьютерами и интернетом, лучше посмотрим, что сделано сегодня. Тем более что сделано уже немало.
"Мы не занимаемся реставрацией первоначального облика дворца конца XVIII века - иначе пришлось бы, например, снести третий этаж, пристроенный позднее. Мы делаем филиал Пушкинского музея и воссоздаем только те интерьеры, в которых точно уверены. Остальные залы мы реставрируем с учетом типологических интерьеров эпохи Державина", - сразу предупредил журналистов Сергей Некрасов. Точно известно, например, как выглядел кабинет поэта на втором этаже, поскольку сохранился рисунок Кожевникова, а также описание заказа мебели. Кабинет был знаменит особым диваном, сделанным "по изобретению" Николая Львова, - с ящичками, чтобы было куда складывать рукописи, и с бисквитными колонками, подаренными Екатериной II (копии будут сняты с подобных колонок, найденных в сервизе в запасниках Русского музея, которые изображают Чесменскую колонну и Кагульский обелиск). В духе игривого времени двери в кабинет были замаскированы под книжные шкафы, и только хозяин и близкие друзья знали, какие три из девяти шкафов ведут из комнаты. На втором этаже также будет восстановлена комната под названием Диванчик, сделанная по проекту первой жены Державина Екатерины Яковлевны (в стихах она фигурирует под именем Пленида), которая рано умерла от чахотки. В опочивальне повесят знаменитый портрет поэта в халате и ночном колпаке. Сделают и кабинет второй жены, Дарьи Алексеевны, весьма деловой особы, приумножившей состояние мужа, - с конторкой и письменными принадлежностями. Таким образом, второй этаж с анфиладой жилых комнат (кроме прочего, и столовая, и музыкальная гостиная) будет посвящен личности Державина и его частной жизни.
А на первом этаже, в парадных залах, разместится экспозиция по истории литературной жизни того времени. О русской словесности будет рассказано через историю литературных салонов. Так, восстановлен двухсветный зал, в котором проходили заседания "Беседы любителей русского слова" (ее деятельность приходится на 10-е годы XIX века). От его интерьера оставалось лишь несколько пилястров, закрашенных масляной краской, но теперь зал предстанет во всем своем великолепии - с органом на хорах и зеркалами, увеличивающими пространство. В Соломенной гостиной в конце XVIII века собирался львовско-державинский кружок поэтов. Эта овальная комната с выходом в сад получила свое название благодаря оригинальным соломенным обоям. И хотя образцов, конечно, не сохранилось, реставраторы попытались создать подобные, чтобы передать атмосферу тех поэтических собраний. Экспозицию собирают, что называется, всем миром. Третьяковская галерея передает на хранение портрет Державина. Казанский музей дает снять копию с письменного стола поэта. В Публичной библиотеке хранится аспидная доска с записью последнего стихотворения - надеются, ее дадут хотя бы на открытие музея. Какие-то предметы обстановки той эпохи - часы, картины, мебель - закупает Министерство культуры. Многое собрано и в фондах Всероссийского музея Пушкина. "В результате город получит возрожденную городскую усадьбу конца XVIII века, которых почти не сохранилось, а также культурный центр, которых мало в этом районе", - подвел итог в конце экскурсии директор музея Сергей Некрасов.