БУРНОЕ СЧАСТЬЕ ФРИДЫ
В Петербурге начался показ фильма о скандально знаменитой художнице
Жила-была в далекой Мексике малорослая девочка, дочка фотографа. Звали ее Фрида Кало. Она очень хотела стать знаменитой художницей. В юности попала в жуткую аварию, получив травмы, стоившие ей здоровья и тридцати двух операций. Когда девочка выросла, она стала коммунисткой и влюбилась в знаменитого художника Диего Риверу. Они жили вместе долго и так же долго ругались, то разводились, то сходились вновь. Фрида стала художницей, но ее первая персональная выставка на родине состоялась всего лишь за год до смерти. Она ушла из жизни в возрасте 47 лет.
Такая история могла бы стать вполне мело-драматическим фильмом о страданиях художницы-калеки. Но не стала, потому что Фрида Кало была счастливой женщиной, которая всегда делала то, что хотела, и так, как хотела. Наверное, поэтому ее соотечественнице, актрисе Сальме Хайек, захотелось воссоздать облик этой незаурядной богемной дамы на экране. В борьбе за роль мексиканская дива обошла таких конкуренток, как Мадонна и Дженнифер Лопес. Экранизировать мечту была приглашена женщина-режиссер Джулия Тэймор, которая одинаково хорошо справляется с анимацией ("Король-Лев") и с жестоким натурализмом исторических полотен ("Титус Андроник"). Сальма убедила голливудских магнатов выделить на проект 12 миллионов долларов и сама же взялась продюсировать картину.
В итоге получилось зрелище столь же чувственное, сюрреалистическое и сюжетно буйное, как и картины самой Фриды Кало. Она буйствовала и в жизни, увлекаясь не только мужчинами, но и женщинами, что было вполне в духе сексуальной моды времени революционных свершений в искусстве. "Фрида" как биографический фильм вряд ли полностью соответствует тому, как в действительности разворачивались разные эпизоды жизни покалеченной, но талантливой женщины. Версия Тэймор и Хайек - кино вполне феминистское, утверждающее право женщины бороться за собственное счастье, невзирая на физиологию, политику, мораль.
Отношения Фриды и Диего Риверы (Альфредо Молина) - сюжетный ствол картины, от которого произрастают иные боковые фабульные побеги. Как, например, отношения Риверы с миллионером Рокфеллером (Эдвард Нортон), заказчиком его монументальных росписей. Или история отношений Фриды с Львом Троцким (Джефри Раш), которому она дала приют в собственном доме, где и состоялся их адюльтер. Любому нашему соотечественнику, конечно, было бы интереснее, чтобы Лев Давыдович присутствовал на экране как можно дольше. Тем более что друг Риверы Давид Сикейрос (в фильме его играет Антонио Бандерас) совершил неудачное покушение на Троцкого. Но все эти детективные подробности большой политики остались за рамками кадра во "Фриде". Требовать от фильма о художнице соблюдения всей исторической правды так же бессмысленно, как и ожидать от полотен самой Фриды Кало верности реализму и сдержанности в красках. Желающие узнать, как жил экс-партийный лидер в Мексике и как он окончил там свои дни, могут посмотреть давнее кино Джозефа Лоузи "Убийство Троцкого" c Ричардом Бартоном в главной роли.
Наша речь - о возлюбленной Троцкого по имени Фрида. Ее экстравагантность обрела соответствующее воплощение в картине, где Джулия Тэймор использовала анимацию, технику коллажа, приемы фотофильма. Живопись госпожи Кало оживает в кадре, а кадры, застывая, трансформируются на глазах у кинозрителей в ее же полотна. Любовные эскапады Фриды воспроизведены в меру откровенно, но без пошловатой чувственности. Обнаженные тела мужчин и женщин выглядят скорее как часть живописных композиций. Эрос и в жизни, и в творчестве Фрида воспринимала эстетически. И поэтому, прежде чем уложить в постель свою подругу, фотохудожницу Тину Модотти (Эшли Джадд), она исполняет в дуэте с ней страстный мексиканский танец под перестук кастаньет и томный плач гитары.
Как и наслаждение, собственные физические страдания стали для Фриды источником вдохновения, что и показано в фильме достаточно подробно. Она боялась только одного: что не сможет держать в руке кисть. Попробуйте представить себе женщину, которая не может сидеть без посторонней помощи, у которой ампутирована по колено одна нога и которой сделано семь операций на позвоночнике. Но именно в таком состоянии ее доставили в роскошной кровати прямо на вернисаж в честь открытия первой персональной выставки Фриды Кало. Она была известна в мире авангардистов, но хотела добиться признания в Мексике. В чем и преуспела. С этой сцены начинается "Фрида". Ею же она и заканчивается.
Фрида Кало сотворила миф о себе как о художнице и женщине. Это было уже в прошлом веке. И мы увидели сотворение легенды благодаря кино. Сальма Хайек начинает творить миф о себе как о серьезной актрисе на наших глазах. Она сыграла главную на сегодня роль в своей карьере. Голливудская мексиканка оказалась достойной своей знаменитой соотечественницы. Теперь мир знает двух знаменитых мексиканок. Одну из века двадцатого, другую - из двадцать первого.