МЕМУАРЫ В КРАСКАХ
Дано: холст размером - 4 на 8,7 метра (выписали из самого Парижа!). Число действующих лиц - 81 человек. 100-летие деятельности главного "персонажа". 30-летие творческой работы художника. 2 ученика в помощь. Почти три года времени. Задача: скомпоновать все вместе. Результат: 15 февраля 1904 года картина Ильи Репина "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день его столетнего юбилея со дня его учреждения" была представлена широкой публике.
Картины, бывает, совершают путешествия. Но чтобы в поездку отправилась такая громадина площадью почти 35 квадратных метров, должно произойти нечто из ряда вон выходящее. Например, должно пройти еще 100 лет в жизни Государственного совета - неважно, что большую часть этого столетия в его советах никто не нуждался, факт юбилея налицо. А когда нам что-то мешало попраздновать! Вот монументальное полотно Репина и погостило несколько месяцев в Москве - в Георгиевском зале Кремля и в Государственном архиве РФ. А теперь, наконец, вернулось в родные стены Русского музея, которые до того не покидало аж с 1938 года. Да возвратилось не просто так, а с "прибавлением": петербургские и московские архивы "скинулись" и собрали около 150 документов, фотографий и графических работ, иллюстрирующих как историю создания картины, так и историю высшего законодательного органа Российской империи.
Надо сказать, что в начале XX века члены Государственного совета долго обсуждали дилемму, когда же им, собственно, праздновать юбилей: совет был учрежден в 1801 году, а реформирован Михаилом Сперанским в 1810. Но, поскольку многие советники находились уже в весьма преклонном возрасте и могли бы просто не дожить до 1910 года, вопрос был решен в пользу более ранней даты. Тогда же было предложено увековечить торжественное заседание, которое собрался почтить своим присутствием сам император Николай II. Кандидатура Репина особых прений не вызвала, и художник с двумя помощниками, Кустодиевым и Куликовым, приступил к работе.
Кроме того что живописцы присутствовали на самом торжественном заседании в Ротонде Мариинского дворца, они три месяца посещали обычные заседания Государственного совета, делая бесчисленные этюды, зарисовки и даже фотографии. По просьбе Репина ему нарисовали подробную схему, кто и где сидит, тот испещрил ее своими пометками - о личностных качествах, привычках, особенностях каждого. Более того, художник категорически отказался рисовать советников с фотографий, и государственные мужи, исполняя волю императора, являлись при полном параде позировать. 15 из 40 этюдов, нарисованных с натуры, экспонируются на выставке. Современники считали, что художнику удалось невозможное: каждого представить в характерной для него позе, сохранив индивидуальность лица и манер, и при этом скомпоновать всех вместе, решив сложнейшую художественную задачу. При таких размерах и количестве фигур картина смотрится абсолютно гармонично и при этом поражает яркостью колорита: блеск мундиров, блеск позолоты зала, красно-золотая и бело-черная гаммы цветов уравновешивают друг друга. За свою работу художник получил 40 тысяч рублей - если мы учтем, что рама к картине стоила 5 тысяч, то поймем, что это немного.
Репин писал в письме Чуковскому: "Никакие искания не заменяют такого материала, и я благодарю Бога за это счастье!" И хотя после прихода других Советов к власти картину поместили в Музей Революции как произведение обличительное, разоблачающее и прочее, сам художник в период работы отрешался от личных и политических пристрастий. Об этом лучше всех сказал Александр Бенуа: "Репин будет так же интересно занимателен, как самый зоркий, остроумный и меткий мемуарист". Мемуарист - да, летописец - да, художник - да, но никак не политик.
За политические вопросы как раз и отвечает документальная часть экспозиции. Манифесты, проекты законов, фотографии советников, министров и товарищей министров, документы, среди которых и весьма редкие, - словом, можно проводить урок по истории России в "полевых" условиях, прямо в зале Михайловского дворца. Тем более что сейчас в зале появился компьютер с сенсорным монитором: тыкаешь пальчиком в экран на заинтересовавшего тебя персонажа и получаешь необходимую информацию. А кроме этого, на выставке есть масса деталей, расцвечивающих сухую задокументированную действительность. Рисунок шитья на воротничках чиновников, эскизы парадных мундиров, визитные карточки, поздравительные адреса, избирательные бюллетени, юбилейные медали и меню торжественного ужина - а с другой стороны, например, билет на Ходынское поле или фотография бомб, изъятых у анархистов-коммунистов. Все это создает контекст вокруг картины, придает ей тяжесть уже сверившейся истории.