НЕ ПРОЕХАТЬ, НО ПРОЙТИ
В НЫНЕШНЕМ ГОДУ В ПЕТЕРБУРГЕ ДОРОГИ СТАНУТ ЛУЧШЕ, А АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРОБКИ - ДЛИННЕЕ
Подводя итоги работы питерских дорожников в прошлом году, глава комитета по благоустройству Владимир Дедюхин в очередной раз вспомнил о причинах парадоксальной ситуации: с одной стороны, городская дорожно-уличная сеть интенсивно совершенствуется, а с другой - у этого совершенствования существует естественный предел. Темпы развития транспортной инфраструктуры высоки, но так же высок и прирост автомобильного парка города: одно компенсирует другое, дорог становится больше, их качество лучше, но напряженность на магистралях не спадает. Еще один существенный фактор, влияющий на ситуацию, - особенность питерской застройки. В историческом центре и его окрестностях пространство для глобальных строительных маневров отсутствует и дорожникам приходится "сдерживать дыхание" - работать в полную силу там, где можно, но осторожно там, где нельзя.
Основная ставка во втором случае делается на улучшение пропускных качеств существующих магистралей - прежде всего капитальный ремонт с применением новых технологий, которые увеличивают срок службы покрытия. Дедюхин называет дорогу живым организмом, который требует постоянной заботы в основной период эксплуатации и радикальных хирургических вмешательств. Чем реже производится масштабная операция, тем легче по понятным причинам дышится автомобилистам. В настоящий момент питерские дорожники применяют технологии, которые гарантируют по меньшей мере 7-летний срок службы покрытия, - а ведь еще несколько лет назад асфальт и "подложку" приходилось обновлять спустя два года после укладки.
Всего в прошлом году было "прооперировано" около 6 млн кв. м. городской дорожной сети (освоено порядка 9 млрд руб). В этом планируется "вылечить" столько же. По оценке Дедюхина, если 6-миллионную планку возьмут и в 2004-м, то работу по приведению петербургских дорог в нормативное состояние можно будет считать в целом завершенной. Забот у комитета от этого, разумеется, не убавится - за "нормативным" требуется постоянный уход.
В этой связи комитет уделяет особое внимание вопросам механизированной уборки - растет парк специализированной техники, совершенствуется система ее работы. Прежде всего технологически: к последним новинкам можно отнести дозированный способ "посола" улиц в зимний период, использование более чистых в экологическом отношении соляных смесей. Повышению эффективности работы "Спецтранса" должны способствовать и изменения в нормативной базе, самым существенным из которых стала передача тротуаров в ведение комитета - отныне за уборку пешеходных линий будут отвечать дорожники. Очищать их предполагается с использованием техники, что увеличивает скорость и качество работы (до этого главным действующим лицом на тротуаре был дворник).
Так что передвигаться пешеходам в скором времени станет легче. Будет, в отличие от автомобилистов, и где разгуляться: комитет продолжает реализацию программы "Пешеходный Петербург". Программа, по сути, является единым концептуальным проектом, главная цель которого - все та же транспортная разрядка. "В нынешних условиях перемещаться по историческому центру лучше на своих двоих, - поясняет Дедюхин. - Так зачастую получается и удобнее, и быстрее". В 2003 году планируется завершить благоустройство набережной канала Грибоедова, реализовать пешеходные проекты на Кленовой аллее и Конюшенной площади.
При этом о превращении центра Петербурга в глобальную пешеходную зону речи пока не идет - при всей своей перегруженности он сохраняет важнейшее транзитное значение и является незаменимым звеном в транспортной системе города. Безболезненный выход из ситуации может быть осуществлен только при наличии эффективной схемы объезда. Таковой в настоящий момент не имеется, хотя работа над ее отдельными элементами ведется давно.
В нынешнем году комитет планирует начать реализацию 9 крупных дорожных проектов, укладывающихся в концепцию разгрузки. В их числе - продолжение Витебского проспекта с выходом на путепровод в Шушарах, работы по завершению Центральной дуговой магистрали (путепроводы на Российском и Шафировском проспектах), Малоохтинская набережная (от моста Александра Невского до Финляндского железнодорожного моста), Кубинская улица, "подключение" восточного полукольца КАД и др.
И все-таки в комитете признают, что в ближайшей перспективе радикальных перемен в ситуации на дорогах ждать не приходится. Пробки были, есть и будут - напряженность на магистралях растет. Что естественным образом отражается на рабочих планах комитета. Показательный пример - ситуация с капитальным ремонтом моста Лейтенанта Шмидта, который должен был начаться нынешней осенью. В комитете пришли к выводу, что закрывать переправу без ввода дополнительных транзитных элементов нельзя. В противном случае Васильевский остров окажется отрезан от центральной части города: существующие мосты-дублеры не справятся с транспортным потоком. Дедюхин сообщил, что в запасе у дорожников имеется 5 лет - за это время остров необходимо связать с материком дополнительными магистральными нитями.