ЛАСКОВЫЕ СЕТИ ЖИВЫХ БОГОВ
<br>Когда огромный стадион орет нечеловеческими голосами нечеловеческие слова, действительно может показаться, что на твоих глазах происходит тьма чудесных исцелений.<br>Можно дать определение наркомании и бороться с ней. Можно обрисовать проблему проституции и решать ее методами социальной терапии. Можно сказать: "Аборты - это убийство" - и это будет моральным обличением конкретного действия. Но лозунг: "Осторожно, секты!" в наших условиях не имеет смысла. К великому сожалению, дать юридическое определение слову "секта" нельзя. Или делается вид, что нельзя...
Во всяком случае, "в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия, как "секта". В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет, безусловно, негативную смысловую нагрузку и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих". Это цитата из одного решения Судебной палаты по информационным спорам при президенте РФ, коим редакция одной известной газеты осуждается за критическую статью в адрес некой религиозной организации.
Между тем речь идет о секте, вовлекающей в свою деятельность несовершеннолетних, эксплуатирующей труд своих членов, совершающей еще много предосудительного. Тем не менее нельзя написать, что в Петербурге зарегистрировано более 20 случаев, когда дети умирали, потому что их родители-иеговисты не разрешали переливать им кровь - ибо никто еще не установил причинно-следственной связи между взглядами Свидетелей Иеговы на переливание крови и упомянутыми летальными исходами. То есть родители действительно подписывали отказ от переливания, детишки действительно умирали, а причинно-следственной связи нет... Парадоксы Фемиды.
На самом деле сектанты (буду называть их именно так, поскольку другого, более корректного определения никто не предложил) выигрывают далеко не все судебные процессы против журналистов. Но уже выигранных достаточно, чтобы заподозрить некое внутреннее противодействие попыткам осудить некоторые подобные организации. И уровень этой поддержки, похоже, высок. Можно вспомнить покровителей "Аум Синрике" в недавнем прошлом, а сегодня - саентологов, можно указать, что Петербург стал чуть ли не мировым центром Свидетелей Иеговы, и в очередной раз печатно вопросить: "Кто в этом виноват?" Однако все это мало к чему приводит: покуда у мощных сект есть огромные деньги, влиятельные друзья у них всегда найдутся.
Потому потерявшие своих родных и близких, вовлеченных в секты, бывшие сектанты, с огромным трудом выпутывающиеся из ласковых сетей, почти не могут рассчитывать на заступничество закона. В данном случае спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Первая их заповедь должна быть: "Не оступись!", а для этого нужно знать опасность в лицо.
Ибо секты имеют лицо, и это лицо их членов. Начнем с того, что все они совершенно уверены в своей правоте. Проповедник баптистов-раскольников говорил мне, как отличает правоверных. Он спрашивает: "Спасен ли ты?" Православный человек, например, при таком вопросе начинает вспоминать сонм своих грехов и, хоть и прекрасно знает, что Господь спас весь мир Своей жертвой, с ответом мнется - в собственном индивидуальном спасении он вовсе не так уверен. Все, для моего знакомого он уже еретик, поскольку его братья совершенно точно знают, что спасутся. Грехи, совершенные ими после крещения, выносятся за скобки: их нет, поскольку не должно быть, ведь они пребывают в лоне единственно святой церкви...
По большому счету баптисты не сектанты, а одна из протестантских деноминаций, в среде которой заметны сектантские настроения. Но, взяв секту однозначную, находишь в ней то же самое.
Я остолбенело смотрел на лицо сидящей передо мной девятнадцатилетней девушки. Столбняк был вызван контрастом ее совершенно невинного, ангельского лица, огромных голубых глаз, нежного голоса и вещей, которые она рассказывала. Она говорила "Любимый", это произносилось именно с большой буквы, и я знал, что так она называет сатану. Она говорила о большом деревянном доме на окраине сибирского города, о его Хозяйке и ее друзьях. О технике покупки новорожденных детей у матерей-алкоголичек, о заметании следов в роддомах. Она говорила о пышных обрядах перед кровавым жертвоприношением, о крови младенца, льющейся из-под ритуального кинжала в чашу, о пожираемых на оргиях клочьях сырого мяса.
Кто знает, сколько правды было в ее словах, а сколько она вымечтала в извращенном сознании. Действительно, была такая секта, причем старая, с традициями, прекрасно чувствовавшая себя все годы советской власти. Была Хозяйка, были оргии. Только младенцев никто не смог доказать. Дело не в этом: Ольга не рисовалась передо мной - она действительно чувствовала себя совершенно невинной. "Потому что Любимый меня спасет".
Наверное, прав был Лев Гумилев, утверждавший, что все антисистемные сообщества, независимо от идеологических различий, одинаковы в психологии своих членов. Это психология побега от отрицаемого ими мира в элитарную группу и твердая уверенность в спасительности этого действия. Здесь речи нет об уповании на милосердие Божие, один голый математический расчет: конкретное действие равно спасению конкретного человека. А заключаться оно может в чем угодно, вплоть до продажи и потребления некоего Продукта, как в коммерческих культах. На презентациях гербалайфа и на радениях харизматов сидят те же самые люди, да и вопят очень похоже.
Именно среди "гербалайфщиков" нашел себе подругу харизмат Алексей, плакавший теперь у меня в редакции. Он очень быстро объяснил Наде, как она губит свою душу на языческих сборищах во славу Продукта, и стал водить ее на богоугодные собрания харизматов. Эти люди считают, что их единственно правильная христианская вера приводит к сошествию на них Святого Духа - "огненному крещению", после чего они получают "духовные дары" - могут исцелять прикосновением рук, говорить на неведомых языках. И когда огромный стадион орет нечеловеческими голосами нечеловеческие слова, действительно может показаться, что на твоих глазах происходит тьма чудесных исцелений.
Наде это не могло не понравиться, но, очевидно, не совсем удовлетворяло ее тягу к запредельному. Почему бы она пошла тогда на лекцию некоего "доктора оккультизма" из самой Аргентины? Док вещал о летающих тарелках, инопланетных ящерицах - предках человека, ловил голыми руками витающие в эфире духовные сущности. Все это показалось девушке столь интересным, что харизматы и ее бедный друг вместе с ними оказались прочно забытыми. Но не забыли ее. Долго Алексей с братьями боролся за Надину душу, а доктор из Аргентины никак не хотел упускать девушку, пока в процессе духовной битвы Надя не забралась на крышу девятиэтажного дома и не сделала шаг вниз. И теперь Алексей плакал.
Более всего заметны изменения в психике у сектантов-детей. Бабушка восьмилетнего Андрея однажды услышала себе приговор из уст внука: "Бабушка, ты сатана". Она нарядила для него новогоднюю елку, запрещенную в секте, куда входила мать мальчика. А Николай, отец трехлетних близнецов, услышал, как они, играя на полу, напевают: "Шестьсот шестьдесят шесть! Шестьсот шестьдесят шесть!.." Родительское расследование выявило соседа - "дипломированного мага", часто играющего с детьми. По счастью, в тот раз попытка собрать вокруг "сильной личности" кружок "избранных" была вовремя пресечена. Другие были более успешны, с "Белым братством" к примеру. И еще будут.
Секте нужен вождь, он же бог. Он - первоначальная раковая клетка, собирающая вокруг себя и изменяющая здоровые, создавая метастазы. Преображение "гуру" при этом бывает удивительное. До сих пор стоит перед глазами одетый в старье молодой парень, греющий руки о трубу отопления в заштатной красноярской школе. Он тогда пришел на свое первое публичное выступление, Сергей Тороп, Виссарион. Он заикался, пугался зала, не мог противостоять в споре оппонентам. Помню его в Петербурге года через два - величественно проповедовавшего в ДК им. Ленсовета. Длинные волосы, бородка, пронизывающий взгляд, мантия... У него за плечами были уже не только малоуспешные занятия живописью и служба в ГАИ - был тур по Европе, был скит в тайге под Минусинском, были (откуда-то) деньги. И каким восторгом горели глаза его питерских поклонников, когда, еще через пару лет, я собирал материал о распространении учения Виссариона в северной столице. Они продавали квартиры и везли деньги в Тиберкуль, землю обетованную, они вставали в ритуальные круги у Исаакия и верили, что Виссарион незримо с ними. Что (или кто) дает этим людям силу прельщения?
Пока юристы, политики и богословы ломают копья над определениями "деструктивная секта", "тоталитарная секта", просто "секта", эти организации отлично существуют без определений. Все они весьма процветающие коммерческие предприятия ("Чтобы заработать миллион, нужно придумать новую религию", - говорил божок одной современной наукообразной секты). Но их деньги, власть их боссов стоит на множестве поверженных перед ними душ, любая из которых может принадлежать нашим родным и близким.
ДОСТОВЕРНО
Основные признаки тоталитарных сект:
• Нетерпимость и нежелание учитывать объективные законы природы и общества, фанатизм и революционность в идеологии и методах.
• Главная доктрина - наступление скорого конца света. Причем не для всех, а только для "нечестивцев", отрицающих учение именно этой секты.
• Основа идеологии - идея мирового господства - чаще всего тщательно маскируется красивой фразеологией о любви, равенстве и братстве.
• Агрессивность мировоззрения. Это создает у приверженцев секты чувство постоянной опасности, угрожающей со всех сторон, усиливает их сплоченность, доходящую порой до крайности.
• Необходимый атрибут - культ лидера секты. Обычно пропагандируется его избранность, уникальность.
• Претензия на элитарность, "избранность". И одновременно высокомерное отношение к "чужакам". В эту категорию попадают все, кто не разделяет взгляды "обращенных".
• Непомерные экономические требования к рядовым членам секты. Обычно обработка проходит на фоне проповеди бесполезности материальных благ и заканчивается тем, что человек отдает свое (и не только свое!) имущество, становится бесплатной рабочей силой - распространяет литературу, зазывает на религиозные шоу.
• Психофизическая техника обработки потенциальных членов секты. Первая стадия - установление контакта. Предложение "просто поговорить", обсудить личные проблемы, вручение бесплатных книг и буклетов, приглашение на встречи, форумы, концерты духовной музыки, экологические семинары, школы общения и т. д.
Если вы "заглотнули наживку" и дали вербовщику свои координаты, начинается следующий заход. Вас забрасывают приглашениями на мероприятия, комплиментами исключительным личным качествам и потрясающему духовному потенциалу. Третья стадия - реклама захватывающих перспектив: исцеления от всех болезней, обретения единомышленников и близких друзей, развития способностей, духовного совершенствования...
Завершающий этап - религиозное собрание. Здесь используются известные любому мало-мальски опытному шоумену приемы управления толпой. Речь строится на приемах "уличного" гипноза, который еще Дейл Карнеги назвал правилом трех "да". Смысл в том, чтобы заставить собравшихся ответить положительно как минимум на три вопроса.
КОММЕНТАРИЙ
Екатерина ИЛЛАРИОНОВА, психолог, преподаватель Высшей школы гуманитарной психотерапии:
- Когда вас пугают близким концом света;
когда вам прямо на дом приносят литературу религиозного содержания;
когда вас настойчиво зазывают на собрания;
когда вас запугивают вашими собственными грехами;
когда вам сулят избавление от всех проблем
- прерывайте разговор: его продолжение может стать опасным.
Опасность заключается в том, что вы можете угодить в так называемую тоталитарную секту. Секты создаются совсем не для спасения падших душ, а с единственной целью - сделать попавшегося человека послушным инструментом. В тоталитарной секте есть бог во плоти - обожествляемый лидер, живой идол. Это главное отличие от существующих религиозных конфессий. Там будет присутствовать обязательное деление на своих (высших, лучших, просветленных, духовных) и чужих (погрязших во грехе, безнравственных, недостойных). И если семья сектанта окажется в лагере чужих, то его будут вынуждать отказаться от родных.
Человек хочет чувствовать себя защищенным и скрыться от бесконечных сомнений. Хочет, чтобы было ясно, кто друзья, а кто враги, и чтобы появился тот, кто объяснит ему, как жить дальше. Богоподобный лидер и адепты новой веры сумеют это сделать. Они вооружены инструментарием психологического воздействия и шантажа. Секта освобождает от ответственности за свою жизнь, а человек перестает принадлежать себе.