ДРАГОЦЕННОСТИ ДАНЬИ ПАВЛЕНКО
Балерина Дарья Павленко родилась в Москве, окончила Академию русского балета им. А. Вагановой, с 1998 года стала солисткой Мариинского театра. Лауреат премии "Душа танца" (2000), специальной премии жюри "Золотая маска" (2002), премии "Балтика" (2002). Неоднократно была отмечена за исполнение партий в балетах "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Средний дуэт", "Драгоценности", "Легенда о любви", "Баядерка" и других.
- Дарья, о вас пишут как о великолепной актрисе, создающей яркие трагедийные образы. А на самом деле...
- Не знаю. Мне кажется, что я довольно лирична. "Жизель", "Драгоценности", "Средний дуэт"... Я гармонично чувствую себя в этих балетах. Очень хочу танцевать "Золушку": прекрасная музыка, в хореографии Алексея Ратманского ни ноты фальши. А сколько красоты! Красоты, которая сверкает на фоне правдивой сказки о несчастливой, серой семье Золушки.
- На фоне вашего успеха - роль Золушки... Сегодня вы танцуете самые блестящие партии балетного репертуара Мариинского театра. И для многих ваш взлет за последние два года стал приятной неожиданностью.
- Наверное, такой взгляд - взгляд со стороны. За сегодняшним успехом стоит медленное движение по служебной лестнице нашего балета.
- И кордебалета...
- На мой взгляд, быть в кордебалете полезно для молодых балерин. Ведь кордебалет - это уникальная возможность не только танцевать все балеты нашей труппы, но и находиться рядом с ведущими солистами, звездами мирового балета. И учиться у них. Многие балерины старшего поколения - Татьяна Терехова, Галина Мезенцева, Алтынай Асылмуратова - прежде чем стать солистками, танцевали в кордебалете.
- А затем в балетах Баланчина и Ноймайера. Как вы...
- Не только я.
- ...и, сдается, хотите забыть про русскую классику.
- Почему вы так решили? Без русской классики я буду скучать.
- Но говорят...
- Часто говорят, что классический танец сложнее современного.
- А на самом деле?
- Классическое искусство только кажется сложным, так как там сразу виден малейший огрех. Современный танец дает свободу, хореограф может учесть в постановке особенности исполнителя. Современный танец учит интерпретировать...
- Современность? Зачем?
- Узнав современность, можно по-новому прочесть классику. Говорят, будто мы отходим от классики. Это не так. Без Петипа не было бы Баланчина.
- Лондон был очарован вами в июне 2000 года, когда вы выступили в "Драгоценностях", заменив Ульяну Лопаткину.
- О, это была случайность. Ульяна, несмотря на тяжелую травму, репетировала "Бриллианты" до последних дней, и у меня на подготовку оставалось только два дня. Но я была уверена, что смогу выступить, и, конечно, обрадовалась, когда директор труппы Махар Вазирев выбрал меня на замену. Я думаю, "Драгоценности" Баланчина - это совершенство, лучше поставить просто невозможно.
- Прежняя "Баядерка" шла в Мариинке в течение полувека. Что же с ней стало?
- Конечно, спектакль изменился: давно знакомое и известное - не всегда эталон. С 1941 года "Баядерка" шла в трехактной версии. Четвертый акт считался утерянным и был только недавно найден в фондах нашей библиотеки...
- И?
- Теперь "Баядерка" приобрела строгую логическую завершенность, теперь нет нужды додумывать спектакль, гадать о судьбах Никии и Солора.
- Приятно знать! Никию в "Баядерке" танцевали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Наталья Дудинская. И вы...
- Я танцевала свою Никию. Ту Никию, которую создали Мариус Петипа и Людвиг Минкус. Мне было легче учить новый текст, так как я не знала старый. Сложно было приучить себя к танцу с ситарой (ситара - старинный индийский струнный инструмент. - Прим. авт.).
- Но удалось.
- Сергей Вихарев, постановщик спектакля, очень переживал за этот момент. Но ничего - прижилось и многим понравилось.
- А вам?
- Думаю, что это один из самых удачных мировых балетов по синтезу музыки и хореографии. Профессиональные музыканты с пренебрежением относятся к балетной музыке и, думаю, ошибаются. Сложно соединить танец и мелодию одной мыслью, одним ощущением. Балет в первую очередь - визуальное искусство, музыка должна облегчать чтение текста балета.
- И зрительское разночтение некоторых деталей... Вы танцевали "Баядерку" вместе с Андрианом Фадеевым, а на фестивале вы выступите с Николаем Цискаридзе...
- Да.
- А есть ли у вас любимый партнер?
- Сложно ответить. Точно могу сказать, что у меня нет постоянного партнера. Это очень важно - найти общий язык с партнером. От внимания и терпения партнера в репетиционном зале напрямую зависит результат на сцене. Чтобы не было такого - получится не получится, надо много, много тренироваться. Мне очень комфортно с Андрианом Фадеевым, и Коля тоже - отличный партнер. Коля давно хотел станцевать Солора, еще на премьере балета в нашем театре в мае прошлого года. И на фестивале его мечта осуществится. Думаю, дуэт у нас получится.
- Вне всякого сомнения! Вы принимали участие в прошлом фестивале балета. В этом году вы танцуете ведущие партии сразу в нескольких балетах фестиваля. Как изменился фестиваль!
- На мой взгляд, фестиваль балета существует в контексте общей политики Мариинского театра, политики открытых дверей.
- Так официально?
- Фестиваль год от года становится лучше, так как театр приглашает лучших участников прошлых лет и лучших представителей мирового балета, еще не бывавших на фестивале. Я очень рада, что вновь приезжает Манюэль Легри, - он очень понравился мне в "Манон" в прошлом году. И конечно, Аньес Летестю - ее Одетта-Одиллия стала для меня настоящим откровением.
- Тогда скажите откровенно, что вам самой интересно на фестивале? В какие дни вас там можно застать?
- В первую очередь 23 февраля, когда я стану на несколько часов баядеркой. И 25 февраля, когда стану бриллиантом!
А если серьезно, то я бы хотела попасть на "Темы и вариации классического балета", где будут представлены лучшие силы нашего театра - и примы, и молодежь. Будет там и гран-па из "Пахиты" в исполнении этуали "Опера де Пари" Аньес Летестю, что мне вдвойне интересно, так как я и сама его танцевала.
- А знаете ли вы что-нибудь о Нидерландском театре танца Иржи Килиана, который будет выступать на гала-концерте памяти Нуреева?
- Честно говоря, немного. Я видела только одну симфонию Гайдна в исполнении его театра. Мне показалось, что это человек с большим юмором. Он чувствует тело артиста, чувствует, как можно выжать все. Не столько физически, сколько внутренне, эмоционально, на грани истерии.
- Вам не кажется странным, что в фестивале представлены такие разные хореографы, как наш современник Килиан и классик балета Петипа?
- Нет, я думаю, здесь нет ничего странного. Фестиваль собирает не только лучших танцоров, но и лучшие балеты. Одним нравится одно, другим - совсем другое. Наверно, в этом и есть смысл фестиваля - лучшее и разное.
- Хочется добавить - из богатой классики и обширной географии. Ведь в "Драгоценностях" вы будете представлять русскую балетную школу наряду с представителями французской и американской балетной школы. Кстати, как вам идея создателей фестиваля о том, что "Изумруды" представляет Франция, "Рубины" - Америка, а "Бриллианты" - Россия?
- Я думаю, это будет блестящее представление. Баланчин был русским, работал в Америке, а многие французы были его учениками. Он прочувствовал своей жизнью особенности России, Франции и Америки и создал блестящий балет "Драгоценности", подарил нам драгоценности своего таланта, своей жизни. Мне нравится по-своему каждая часть его балета: в "Изумрудах" зритель немеет от восторга, при этом должен думать, что танцору это ничего не стоит. В "Рубинах", наоборот, энергия со сцены должна идти в зал в таком количестве, что люди в креслах должны чуть подпрыгивать.
- А что же в "Бриллиантах"?
- Это я покажу на фестивале.