ФЕВРАЛЬ В ПАСТЕЛЬНЫХ ТОНАХ
В выставочном зале Союза художников открылась биеннале (выставка, проходящая раз в два года) "Пастель". 175 художников представили более 400 работ, выполненных пастелью. Никаких тематических ограничений: портреты (в том числе и ню), пейзажи, жанровые сценки - в двухэтажном зале все развешано вперемешку, оставляя впечатление, с одной стороны, всеохватности, с другой - некоторой сумбурности.
Это вторая выставка пастелей, которую организует Союз художников, - в прошлом году 135 современных петербургских художников уже представляли свои работы, выполненные в этой технике. В этом году организаторы решили придать выставке определенную периодичность и вместе с тем европейский размах - назвали ее модным словом "биеннале". Что ж, почему нет. Посмотрим через два года, насколько организаторам удастся соответствовать этому статусу.
Но выставка в Союзе художников - только часть мегапроекта под условным девизом "Вернем пастель в широкие массы". Ближе к концу февраля в городе откроются еще пять выставок второго этапа фестиваля "Европастель". Первый состоялся в прошлом году в Румянцевском особняке (который находится в ведении Музея истории города). Петербургские зрители смогут увидеть как пастели современных европейских мастеров - в особняке Румянцева и в Печатне Петропавловской крепости, так и ретроспективы пастелей - в Эрмитаже и музее Академии художеств.
Собственно, вокруг чего такой ажиотаж? - хочется задать детский вопрос. Пастель как самостоятельная живописная техника сравнительно молода, ей всего лет триста. Конечно, еще мастера эпохи Возрождения рисовали подобными цветными мелками. Пастель готовится на основе мела с добавлением пигментов и связующих веществ, но получается гораздо мягче мела (в процессе приготовления она выглядит как тесто - отсюда и название pasta - по-латыни "тесто") и потому ложится на бумагу совсем по-другому, бархатисто и рыхло. Благодаря этому пастель очень удобна - ее можно растирать просто рукой, можно в любой момент оставить работу и вернуться к ней позже. Единственная проблема - в хранении: даже выполненные на специальной шероховатой бумаге, пастели осыпаются, а закрепить их иначе, кроме как поместив под стекло, невозможно - изменяется цвет.
Техника пастели изменчива, как никакая другая техника рисования. Этот материал - хамелеон. Пастель может притвориться чем угодно: яркой глянцевой гуашью, легкой до прозрачности акварелью, густыми мазками масляной краски, небрежным карандашным наброском. Это нам и демонстрирует экспозиция, собранная в зале Союза художников. Вы найдете здесь все на свете - россыпь имен, праздничный набор приемов, подборку тем и букет сюжетов, и все это будет пастелью. Но кураторы выставки, развесив работы по принципу "а вот посмотрите, что у нас еще есть", оказали посетителям медвежью услугу. Глаза разбегаются, и, в конце концов, больше устаешь от постоянной концентрации внимания, чем получаешь удовольствие. Разнообразие требует структуризации, каких-то тематических подборок, смысловых акцентов - а винегрет хорош только на столе. Но большинство событий фестиваля "Европастель" еще впереди - так что посмотрим, как справятся с невинной простушкой по имени пастель остальные музейщики.