"МАРИИНСКИЙ" - ЦЕНТР МИРОВОГО БАЛЕТА

Открылся Международный фестиваль балета "Мариинский". <br>О достижениях, проблемах и планах фестиваля рассказывает заведующий балетной труппы Мариинского театра Махар Хасанович ВАЗИЕВ.

- Нынешний фестиваль - третий, у вас уже есть опыт организации подобных марафонов, есть и какие-то результаты. Чего вы ждете от этого фестиваля? - Я жду прежде всего осуществления задуманных планов, хочу, чтобы все осуществилось качественно и на хорошем уровне. У нас уже есть опыт проведения двух фестивалей, не могу с уверенностью сказать, что этого достаточно, чтобы дальше четко и ясно работать, но тем не менее, мне кажется, это огромный опыт. Для меня важно сегодня, чтобы этот фестиваль становился неким центром мирового балета. Он на самом деле уже таковым является. Это очень важно - важно не с точки зрения какого-то ложного патриотизма, а исходя из потребностей. Наш город - это прежде всего культурный центр, культурная столица, но, на самом деле, не так много событий культурного значения проходит в этот период. Я уже недавно по радио говорил о том, что испытываю зависть, допустим, к городу Парижу и городу Нью-Йорку, где в течение всего года существует колоссальный поток туристов. Что значит туризм? Это не только коммерческая сторона вопроса. Бесспорно, это важно, но это еще и колоссальная возможность людям общаться - люди встречаются, влияют друг на друга. Это и есть развитие. Поверьте, сегодня очень много звезд, которые хотят приехать на наш фестиваль. Более того, многие из них сегодня уже корректируют свой план, исходя из календаря нашего фестиваля, то есть большинство из них готовы забыть все и в первую очередь приехать на наш фестиваль. Если мы этого достигли за такой короткий срок, то это, мне кажется, уже большой успех. Правда, я должен быть справедливым и скажу, что это не только заслуга первых двух фестивалей, все же сама история нашего балета превалирует здесь. - Чем вам удалось заинтересовать мировых звезд, приглашая их на первый фестиваль? - Это было достаточно сложно. Не скрою, с некоторыми я был лично знаком. В то же время я бы не стал сегодня говорить, что большинство из них приехали благодаря нашим личным дружеским отношениям. Нет, я думаю, что во-первых, есть основа - Мариинский театр, исторический театр, и каждый уважающий себя актер, хороший актер, должен приехать и выступить на сцене Мариинского театра. Понимаете, для балетного артиста такие имена, как Петипа, Фокин, Баланчин, Павлова, Нижинский, Ксешинская, Спесивцева, Уланова - то, к чему он всегда будет стремиться. Если актер не стремится к этому, то он, наверное, не из балетного мира. У людей известных свой график работы, и тем не менее они откорректировали свое расписание так, что смогли приехать к нам и выступить на сцене Мариинского театра. Сегодня, к счастью, уже и сам фестиваль подтвердил, что он представляется достаточно интересным, и приезд всех актеров сегодня осуществляется, мне кажется, чуть-чуть на другом уровне сознания. Мне уже задавали вопрос: "А почему они сюда приезжают невзирая на то, что они так заняты?" Видимо, приезжают потому, что здесь они могут найти то, чего им не хватает в других театрах. Я не хочу сегодня говорить, что у нас все так замечательно, хотя и замечательного много, а то, что остается, может быть, еще не замечательного говорит только о том, что есть над чем работать. Но в то же время я знаком практически со всеми театрами, основными и даже неосновными труппами мира, и наберусь смелости сказать, что та атмосфера, которая существует в нашем театре - творческая, и я думаю, что в первую очередь, артисты приезжают поэтому. - Чем вы руководствовались при формировании репертуара фестиваля? - Это достаточно сложный вопрос. Допустим, у меня есть идея (одна из множества идей) - в дальнейшем, может быть, когда-нибудь мы сделаем фестиваль "Лебединое озеро" - десять спектаклей с разными составами из разных театров мира. Интересно? Интересно, безусловно. Выстраивание репертуара, во-первых, связано с тем, что мы делаем, какие новые работы готовим, потом график выстраивается не просто по одним названиям - названия могут быть замечательными, но хорошего результата может не получиться, потому что спланировать процесс работы, процесс репетиционной подготовки очень сложно: при этом надо дать возможность где-то вздохнуть, где- то наоборот активнее проявить себя. Приезжают звезды - им надо дать возможность сценических репетиций. На первый взгляд, наверное, трудно себе это представить - вот "Баядерка", "Золушка", "Жизель", "Драгоценности" и так далее, что тут сложного? Но на самом деле нужно четко все просчитать и предвидеть, что приведет к достаточно убедительному конечному результату. - Вы открываете фестиваль реконструированной "Баядеркой". Можно ли считать, что для вас это визитная карточка театра на сегодняшний день и таким образом вы обозначаете главную линию репертуарной политики? - Да, мы показываем и открываем фестиваль "Баядеркой", потому что это уже достаточно нашумевший спектакль (в хорошем смысле). В мае прошлого года у нас, к сожалению, на это практически не было времени - были запланированы гастроли в Metropolitan в Нью-Йорке, поэтому здесь была не премьера, а скорей для нас репетиция - один спектакль, и мы уехали в Нью-Йорк. Там достаточно убедительно, удачно прошли гастроли в целом, и "Баядерка", мне кажется, была одним из ключевых моментов наших гастролей. Потом мы показали ее в Париже. Я планировал, что именно "Баядерку" как премьерный спектакль, а для нас это, действительно, премьера в Петербурге, мы покажем на фестивале. Часто возникает вопрос: "Симптоматично ли то, что вы открываете "Баядеркой", то что вы акцент делаете на восстановлении, на реставрации старых спектаклей Петипа". Во-первых, это не старые спектакли, это те спектакли, которые были утеряны по каким-то причинам, и если у нас есть сегодня возможность восстановить их, то мы восстанавливаем. Другое дело - как рассматривать театр... К примеру, в Петербурге есть центр города, Петербург все знают по центру. Мы сегодня стараемся восстановить центр города в оригинальном виде. При этом у нас есть и новые районы, правда, они малоинтересны, и тем не менее это шаг, это процесс развития. Вот то же самое происходит и в балетном мире. Это наша основа, если у нас есть возможность, я считаю, что мы должны это возобновлять. Это процесс не стагнации, а процесс развития, это важно. К этому просто по-разному относятся, по-разному воспринимают. Те спектакли, которые мы восстановили - и "Спящая красавица", и "Баядерка" - на мой взгляд, достаточно убедительно свидетельствуют, что нам по силам реставрировать и структуру, и композицию, и общую культуру спектакля. Для меня это очень важно. Кроме того, сегодня мы не убрали из репертуара спектакли, которые были отредактированы в советское время. У нас есть возможность сравнить, проанализировать; при этом у нас есть и новые спектакли. Если мы хотим иметь театр мирового масштаба, а Мариинский театр все-таки занимает свое место в мировом пространстве балета, то мы должны активно этим заниматься. Мне кажется довольно убедительным то, что к этим восстановлениям в мире проявляют колоссальный интерес. Может быть, это не самый главный показатель, но я бы не делал такие скоропалительные выводы, потому что балетом интересуется весь мир, и не надо недооценивать того, что есть в других странах, это надо учитывать. Этот спектакль мы собираемся вывезти нынешним летом в Лондон, в Ковент Гарден. Это часть нашей истории, часть нашего художественного репертуара, и можно сказать, наше художественное лицо, в этом смысле я с вами согласен. - Есть какие-то конкретные планы относительно будущих реконструкций? - Как вы думаете? - Надеюсь, что есть! - Да, но сегодня я бы не стал о них детально говорить, поскольку многие это встречают очень болезненно. Но проблема не в том. Если бы эти восстановления сегодня хоронили другие спектакли... Нет, посмотрите, 26 января была "Баядерка" в редакции Чабукиани и Пономарева, сегодня у нас другая. Какой театр может себе это позволить, это же роскошь! Я ни в коем случае никогда не говорил, что те спектакли были ужасны. Они замечательны! Балет - искусство, с одной стороны, свежее - вы приходите в зал и получаете впечатления. Возможно, потом мы снимем спектакль, и вы этих впечатлений уже не получите, живое общение есть живое общение. Другое дело, что существует разница в этих спектаклях, в культуре, что часто вызывает очень ревностное отношение. Целые поколения были воспитаны на спектаклях, допустим, Константина Михайловича Сергеева, спектакле Чабукиани и Пономарева, и я сам был на них воспитан. Это другие спектакли, и я понимаю, что их будут сравнивать. Пожалуйста, сравнивайте. Но если театр выстраивает свой репертуар подобным образом, это в первую очередь говорит об уважении, о том, что мы все-таки стремимся восстановить то, что принадлежит нашему театру, и вместе с тем достаточно уважительно относимся к тем величайшим деятелям искусства балета, танцовщикам, которые редактировали эти балеты и вырастили на них много ярких, талантливых актеров. Время покажет, может быть, я не прав. Вообще в искусстве я больше всего боюсь людей, на 101 процент уверенных в своей правоте. Когда я слышу подобные высказывания, как правило, я стараюсь незаметно убежать. Мне кажется, мы всегда должны думать, а вдруг в чем-то мы были не правы. Часто встречаешься в балете с такими примерами, когда человек говорит: "А меня мои учителя учили вот так". Я не хочу сказать "А может они ошибались", но мне кажется, любой учитель стремится сделать своего ученика лучше, чем он сам. Если вы остаетесь на уровне своего учителя, вы уже не интересны (не обижая ваших учителей). Время меняется, а тем более в искусстве балета часто бывает, что какие-то моменты ярки, талантливы в определенном пространстве, времени. Посмотрите на балеты пятилетней давности - сегодня эстетика уже чуть-чуть иная. Наше искусство оперативно, очень динамично. - Что касается современных тенденций - звучат мнения о том, что танец как средство выразительности сегодня отходит на второй план: в новом "Щелкунчике" он отступает перед пышностью оформления, в "Золушке" на первый план выходит общая режиссерская концепция. - Спектакль состоит из множества составляющих - где-то есть мизансцены, где-то есть пантомима, где-то - чистая форма классического танца. Все зависит от того, какая задача у хореографа, на что он делает больше акцент, какими средствами собирается решать основные интригующие моменты спектакля. Это и прекрасно. Приходите, пожалуйста, смотрите Баланчина - чистая форма классического танца, уж не говорю о Петипа, посмотрите "Шопениану". Мы не можем развиваться только в одном направлении. Это нормальный процесс. Я не могу сказать, за я или против, но это процесс создания новых спектаклей, и он, наверное, подчеркивает состоятельность сегодняшних хореографов. - Так он действительно подчеркивает их состоятельность? - Идет развитие молодого поколения хореографов, они разные. С одной стороны, может быть, подчеркивает, с другой стороны, это может быть как толчок. Сегодня все боятся ставить классику, понятно, что, наверное, после Петипа можно и не ставить: разве можно что-то ярче придумать, чем "Тени" из "Баядерки"? Вот у вас есть образец, попробуйте. Это замечательно, когда есть эталон, к которому можно стремиться. Я не считаю, что это так характеризует молодых хореографов. Они другие, им, безусловно, нужно время. Это обширная тема для дискуссии, почему они такие, на чем они воспитывались. Кстати, Петипа ставил "Спящую красавицу" в 72 года, а "Лебединое озеро" поставил в 77, а "Раймонду" - в 80 лет... - Работа с Уильямом Форсайтом, всемирно признанным хореографом, на прошлом фестивале к каким-то результатам привела? - Бесспорно, с Форсайтом мы в тесном контакте, сегодня у нас есть совместный проект. Надеюсь, что он приедет 2 марта на гала-концерт, и мы уже обсудим конкретные даты, вопрос относительно его работы здесь практически решен. Мы бы хотели осуществить это в нынешнем сезоне, но поскольку у нас юбилейный год, фестиваль "Белые ночи" будет очень интенсивным - много гостей, много приглашенных трупп. К сожалению, мы не обладаем такими временными позициями, чтобы реализовать этот проект сейчас, но, может, получится, я безумно хочу, чтобы это произошло. Правда, он говорит, что я сумасшедший, - возможно.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.