ТРЕБУЮТСЯ ЭФФЕКТИВНЫЕ СОБСТВЕННИКИ, СЧИТАЕТ ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ПЕТЕРБУРГА ОЛЕГ ХАРЧЕНКО
Статус Петербурга в ХХ веке понижался от десятилетия к десятилетию - от пышной столицы империи до аскетичной "колыбели трех революций". В этой "колыбели" множились коммуналки и длинные очереди и без устали сменяли друг друга мрачные "ленинградские дела", а потом Ленинград и вовсе утвердился в роли города с "областной судьбой". В то время как Москва отстраивалась ударными темпами, без слез расставаясь с историческим наследием во имя светлого будущего. В новейшей истории для Петербурга страницы "областной судьбы" кажутся закрытыми навек - он позиционируется как "культурная столица" России. При этом городу надо обновляться, благоустраиваться, избавляться от своего позорного коммунального прошлого. Процесс этот трудный и мучительный, идет он совсем негладко, гораздо медленнее, чем хотелось бы горожанам, и с немалыми издержками. О шагах Петербурга к новому облику мы говорили с главным архитектором города, председателем комитета по градостроительству и архитектуре Олегом ХАРЧЕНКО.
- Как вы считаете, за последние годы сделаны ли шаги к новому качеству городской среды?
- Думаю, да. Мы стали чуть лучше жить, поэтому в структуру городского бюджета были включены затраты на благоустройство. Стало очевидным: чем комфортабельнее место, тем охотнее появляются серьезные собственники и арендаторы. Поэтому в историческом центре город стал заниматься обустройством пешеходного пространства - там изменилась архитектура малых форм, реклама, витрины, появилось мощение. Пешеходные зоны, созданные для досуга горожан, общения и созерцания города, по-моему, не вызывают отторжения. Стратегически будет правильно, если город продолжит создавать новые пешеходные улицы, это экономически очень целесообразно: целевые инвестиции на благоустройство вызывают приток частных инвестиций для создания офисов, улучшения качества жилья. Пешеходные зоны можно рассматривать как переход к новым формам взаимоотношения бюджетных и частных денег через совмещение интересов.
На кредиты Мирового банка создана пешеходная зона "Дворы Капеллы", вымощены тротуары Невского проспекта, причем работу эту архитекторы выполняли, очень тщательно прорисовывая рисунок мощения, выверяя акценты, масштаб деталей.
Сегодня, наверно, мало кто помнит, что представляла собой Стрелка Васильевского острова лет пять назад: это был вспученный асфальт, искореженные поребрики, вывороченные камни мощения. Теперь это место, достойное своего назначения, - оно является основной композиционной осью города. И площадь Искусств еще недавно заливало море безликого асфальта, к тому же здесь не было зонирования, поэтому машины оставляли где угодно. Теперь площадь преобразилась, может быть, там не до конца доделаны детали, но они будут шлифоваться - строители еще не ушли с этого объекта. Реконструирована Манежная площадь, а на повестке дня - Большая Московская и улица Правды, это тоже будут пешеходные улицы.
- Если говорить о приоритетах, то какой из реализованных проектов, на ваш взгляд, самый важный?
- Конечно, Сенная площадь. Она вновь стала проницаемой для наземного транспорта, здесь переложены все инженерные коммуникации, выполнено мощение. Летом, когда зазеленеют деревья, торговые павильоны наполнятся жизнью, площадь преобразится еще больше. Я уверен, что целесообразно вложенные деньги дадут большой экономический и социальный эффект. Благодаря реконструкции значительно повысится ценность сразу нескольких кварталов, окружающих Сенную площадь. И мы уже в ближайшие годы увидим, как быстро начнут обустраиваться дворы, расселяться коммунальные квартиры, будет меняться качество жизни.
- Понимаю, что этот вопрос надо задавать в другом комитете, но раз уж вы заговорили о мощении, не могу не спросить о безопасности этого покрытия. Ведь плитки обладают иными, чем асфальт, физическими свойствами, они быстрее покрываются льдом, становясь катком...
- Да, такая проблема есть, и не только у нас. Но здесь из-за наших зим она подчас приобретает катастрофические размеры. Что касается тротуаров с мощением, то гораздо меньше проблем с искусственным камнем, поскольку там толстые швы с песком и они положены на песчаную подошву - эти тротуары хорошо дренируют влагу и быстро высыхают. А вот гранитные плиты удерживают влагу. Чтобы избежать этого, надо делать тротуар с уклоном, но тогда по нему будет неудобно ходить пешеходам. Поэтому надо постоянно обихаживать места, куда уже вложены деньги, это бесспорно.
- Если говорить о крупных инвестиционных проектах, какие из них остались пока нереализованными?
- Мне кажется, еще не в полной мере использована привлекательность Конюшенной площади и пространства внутри так называемого Конюшенного ведомства. Среди крупных нереализованных проектов остается Никольский рынок, были интересные идеи по его реконструкции и дальнейшему коммерческому использованию, но это, видимо, слишком большой проект. Поэтому огромные перспективы Никольского рынка пока остаются чисто теоретическими.
- Географически мы с вами подошли к тому району, к которому сейчас приковано внимание петербуржцев. Речь идет о строительстве новой сцены Мариинского театра, оно неоднозначно воспринимается и в профессиональной среде, и среди горожан. Мы не привыкли к большим проектам в историческом центре города. К тому же окружающие Мариинку кварталы, с их запущенной инфраструктурой, неухоженными дворами, большими коммуналками, мало подготовлены к соседству с суперсовременным объектом. Коломна, она и есть Коломна - небогатая, неухоженная...
- Действительно, исторически Коломна всегда была периферийным районом, за этими кварталами начинался порт, и селился здесь простой люд. К сожалению, эти кварталы так и остались периферийными по отношению к основным городским коммуникациям. Но если мы действительно хотим оживить деловую активность в этом районе, новое здание Мариинского театра просто необходимо. К тому же сам театр давно перерос свои технические возможности. За пределами парадных помещений все остальное в плачевном состоянии: инженерное оборудование, вспомогательные помещения, гримуборные, склады по своим объемам не соответствуют ни размерам коллектива, ни его художественному уровню. Такая техническая отсталость и теснота создают колоссальные трудности, особенно трудно приносить на сцену декорации и менять их. Новая сцена задумана для того, чтобы театр смог реализовать свой художественный потенциал.
Федеральный бюджет пошел на это строительство не потому, что у него есть лишние деньги, а потому, что это очень перспективный ликвидный проект, а вкладывать деньги надо туда, где есть потенциал. Есть такое понятие "инвестиционный костер" - развитие Мариинского театра и станет таким "костром": оно вызовет интерес инвесторов и к жилой среде в этом районе, и к новым бизнес-проектам. Возникает некая последовательность: Сенная площадь - Театральная площадь с новым зданием Мариинки - Никольский рынок - Тургеневская площадь. Да и сама Садовая улица станет более значимой в географии города, поскольку она вместе с набережной Фонтанки станет направлением западного скоростного диаметра из центра Петербурга.
- Но можно понять и тех, кто болеет за сохранение исторического облика Петербурга.
- Да, в нашем городе доминируют охранительные тенденции. И иностранцы, приезжая к нам, прежде всего восхищаются тем, как удивительно сохранился старый Петербург. Учитывая все это, мы даже отошли от традиционной практики проведения международного конкурса. Обычно с представленными на конкурс проектами знакомится только жюри, потом оно выбирает лучший и объявляет результат. Мы же решили, что проекты на новое здание Мариинского театра в течение трех недель будут выставлены в Академии художеств, где с ними сможет ознакомиться каждый горожанин и высказать свое мнение. И только потом их будут рассматривать эксперты и жюри. Уже потом мнение жюри будет доложено организационному комитету во главе с министром культуры. Иностранные участники конкурса были озадачены этим, но мы им объяснили, что если жюри вынесет решение, не познакомив петербуржцев с проектами заранее, то мы нанесем горожанам непоправимую психологическую травму. У нас город особый, в нем каждый житель - архитектурный критик.
Хочется видеть красивый современный проект. Петербург никогда не боялся новизны: он очень органично развивался, одни дома сносили, другие строили. Все европейские новации очень быстро оказывались освоенными Петербургом - новые архитектурные стили, конка, трамвай, авиация, лифт, инженерная вентиляция... Это в 30-е годы ХХ века город законсервировался.
- Есть еще одна многолетняя проблема центральной части города - разрушающиеся расселенные дома, как будет решаться их судьба?
- Здесь выход один - поиск новых собственников. Масса исторического города огромна, запущена, находится в ужасном состоянии, ее содержание чрезвычайно обременительно для бюджета. Нужно, чтобы менялся собственник, который бы понимал - это мое, я не буду это ломать, крушить, я хочу приходить в освещенный двор, я никогда не сломаю звонок, я хочу, чтобы был консьерж, который охраняет подъезд. Собственник всегда ответственен за свое имущество. А вот иные горожане чувства ответственности за свой город лишены. Посмотрите, что стало с дворами в Адмиралтейском районе. Их благоустроили, внесли туда стилизованную архитектуру малых форм, пространство преобразилось. Но вскоре все, что можно было уничтожить, было уничтожено - калитки, скамейки, дверные ручки, лампочки вывернуты... Таких примеров много. Во времена социализма еще могли лелеять мечты о коммунистическом перевоспитании масс, сегодня эти иллюзии слишком дорого нам обходятся. Нет у нас возможности "делать красиво" тем, кто по-хамски уничтожает все вокруг.