"ХУДОЖНИКИ - ПЕТЕРБУРГУ" - ЧЕМ БОГАТЫ, ТОМУ РАДЫ
В Центральном выставочном зале "Манеж" вчера состоялось открытие выставки "Художники - Петербургу", которая была организована Санкт-Петербургским союзом художников к юбилею города. Кроме петербургских мастеров, свои работы представили живописцы, графики, скульпторы из столицы и других городов России, а также из некоторых стран СНГ (Молдова, Таджикистан, Казахстан).
Выставка огромна и занимает оба этажа здания, заняты все простенки и закоулки - шутка ли, 800 экспонатов (из них 150 москвичи, 150 - ретроспектива, собранная музеями, ну а поскольку работ "из-за рубежа" и из других городов немного, то почти 500 - питерцы). Как рассказал директор выставочного зала Союза художников Александр Сайков, выставку собирали так: "бросили клич на всю Россию, кто откликнулся - тот и на выставке", из СНГ художников мало, так как у них денег приехать нет. На самом деле страшно представить, если бы приехали все, кто хотел. Где бы их тогда размещали - в "Ленэкспо"?
Радушное желание принять всех оборачивается против гостеприимных устроителей выставки. Ибо они не только не ограничили желающих выставиться ни темой, ни материалом, ни какими другими формальными рамками, но и сами не выстроили четкую структуру экспозиции, оставили зрителей, будто в лесу: что найдете, то и смотрите, там много хорошего. Никто и не спорит, что хорошего много - и в лесу, и в "Манеже", и в Союзе художников, и в России с СНГ, - но ведь одна из задач устроителей любой выставки такова: выстроить из хаоса художественной действительности некий космос. Можно быть несогласным с устройством этого космоса, как он видится кураторам конкретной выставки, но если не заявлена сама позиция - о чем можно говорить, что обсуждать?
Позиция Союза художников была очень проста: вот у города юбилей, мы город любим, мы художники, давайте покажем, что мы в этом городе творим. Такая инициатива сама по себе хороша, но она может быть только исходной точкой для дальнейших раздумий, как и что показывать. Остановившись на этой точке, организаторы показали городу даже не эскиз выставки, а список действующих лиц - пьесу пишите сами. Почему-то никому не надо объяснять, что в театральной пьесе главное не количество главных героев, а вот для выставки почему-то кажется, что внушительного (по размерам и по весу) списка персон будет более чем достаточно. И дело совсем не в отсутствии эпатажности, на которое указывал Александр Сайков как на возможную причину отсутствия ажиотажа вокруг выставки. От Союза художников вряд ли этого ждут. И классика, и приверженность лучшим традициям, и бережная связь времен - а все это вы увидите на выставке, если не пожалеете сил обегать два этажа, - требуют того же подхода: покажи "товар" лицом. А иначе получается не выставка и не музей, а склад.
Отдохновение находишь в ретроспективном отделе, который Союзу художников удался благодаря сотрудничеству с Русским музеем, Государственным музеем истории города, музеем Академии художеств, "Манежем" и частными коллекционерами. Иллюстрации Юрия Васнецова и литографии Михаила Добужинского, произведения Константина Петрова-Водкина, Михаила Аникушина и многих других вносят некую ноту гармонии в сегодняшнюю разноголосицу в "Манеже".