МИФЫ ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ
В ноябре 1939 года началась Зимняя война, более известная в России, как Финская. У многих петербуржцев есть дачи и дома, расположенные на территории "старой Финляндии". Они отдыхают здесь, зачастую не задумываясь о том, что Карелия и Карельский перешеек были ареной боев с 1939-го и - с небольшим перерывом - по 1944 год. В российской и финской историографии эта война была долгое время "запретной темой", поэтому количество мифов превышает количество фактов. Во время Финской войны Главное Политуправление РККА разработало инструкции для политруков, в которых говорилось о том, какие факты необходимо рассказывать красноармейцам о войне. Эти инструкции, к сожалению, полностью повторяются в статьях современных историков. Обратимся к некоторым из распространенных заблуждений.
ДАЧА МАННЕРГЕЙМА
Когда Красная Армия в 1939-1940-х годах прорвала финскую линию укреплений, многие советские солдаты впервые увидели чужой западный мир: красивые дома, одежду, посуду, продукты. И сразу заработала коммунистическая пропаганда. Рядовым малограмотным солдатам из глубинки комиссары внушали мысль, что все эти богатства принадлежат не рядовым жителям Финляндии - крестьянам и рабочим, а правящему классу и в первую очередь - барону Маннергейму.
В любом захваченном финском поселке выбирался самый богатый дом, как правило, это были дачи старой русской интеллигенции - инженеров, врачей, адвокатов, построенные еще до 1917 года. Например, дача Сахарова в Териоках (ныне Зеленогорск), усадьба Орлова в Тюрисевя (ныне Ушково) и т. д. Этот дом и называли "дачей Маннергейма". Так весь Карельский перешеек с 1940 года покрылся несметным количеством "дач" русского генерала, офицера свиты Его Императорского Величества, первого президента Финляндии - Карла Густава Маннергейма.
Побасенки политруков до сих пор кочуют по страницам местной печати и мемуарам ветеранов войны, широко бытуют среди питерских дачников и "местных старожилов". На самом деле Маннергейм никогда не владел недвижимостью на Карельском перешейке. Во время боевых действий он жил в ставке, в городе Миккели, в мирное же время - в Хельсинки, в доме, который для него арендовало финское правительство.
КУКУШКА
"Кукушки" - легендарные финские снайперы - нанесли немалый урон офицерскому составу Красной Армии. Об их неуязвимости слагались легенды. Финны очень любят свою Родину и прекрасно ориентируются на пересеченной местности. По послевоенным описаниям финский солдат - неизменный индивидуалист. Среди красноармейцев считалось, что финские снайперы прятались на высоких соснах и стреляли из автоматов "СУОМИ" (будущий автомат ППШ). Но любой школьник знает, что в условиях зимы любой выстрел сразу же демаскировал бы стрелка из-за обвала снега или инея.
В воспоминаниях финского исследователя Охто Маннинена, опубликованных в журнале "Родина", говорится, что он не встречал ни одного финского солдата, который бы лазил по деревьям, откуда у него, естественно, не было бы пути отступления.
В финском законодательстве смертная казнь отсутствует со шведских времен, поэтому не было смысла кого бы то ни было приковывать наручниками к оружию. Конечно, в ходе боевых действий финны устанавливали пулеметы и на деревьях, и на чердаках домов. У финских пограничников были такие наблюдательные пункты на советской границе, расположенные на деревьях. Поэтому и сложилось впечатление, что на каждом дереве сидит финский снайпер.
Отчет об инспекции 8-й армии 1939 года, проведенный маршалом Мерецковым в октябре-ноябре, за месяц до начала боевых действий, уже содержал данные о "кукушках".
ШЮЦКОР
Встретив в 1939 году ожесточенное сопротивление финского народа, советское командование особенно возненавидело "фашистские охранные отряды "Шюцкора". Так как финны не имели регулярных вооруженных формирований в ходе тогда только что минувшей Гражданской войны, им пришлось срочно приступить к их организации. Такие отряды получили название "СУОЕЛУС - КУНТА", или по-шведски "Шюцкор".
Эти отряды добровольцев состояли в основном из патриотически настроенной крестьянской молодежи. Они и взяли на себя основную работу по охране государственной границы. Принципы организации "Шюцкора" напоминали казачество, когда в мирное время крестьяне занимались своим трудом, а в случае объявления тревоги выступали на защиту Родины.
Эти отряды хорошо себя показали во время Второй мировой войны. Но фашистскими эти отряды никогда не были. В 1932 году в местечке Мянтсяля крайне правая нацистская партия лапуасцев попыталась организовать фашисткий переворот. Но отряды шюцкора по приказу Маннергейма подавили мятеж. И деятельность фашистских партий в Финляндии была запрещена. После подписания мирного договора в 1944 году советское правительство настояло о запрещении деятельности отрядов "Шюцкор", а также ряда других организаций, в том числе "Инкерин Лиитто" (Союз ингерманландских финнов).
ХОЛОДНАЯ ЗИМА 1939-ГО
Из всех мифов этот - самый устойчивый. Но в книге "Линия Маннергейма и система долговременной фортификации Финляндии 1919-40 годов" приводятся метеосводки советские и финские. Так, за весь декабрь 1939 года лишь 26 числа температура была -25. В другие дни она колебалась от +3 до -8, снега почти не было. Это подтверждают и многочисленные данные аэрофотосъемок мест боев.
По воспоминаниям поэта Александра Твардовского, опубликовавшего в 1939 году в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины" первые стихи про Василия Теркина (воевавшего тогда с "белофиннами"), все бойцы и командиры еще у финской границы получили новое теплое обмундирование, ватники и ватные штаны. Огромные потери Красной Армии от обморожения были связаны с плохой организацией снабжения наступающих, а также неспособностью (или нежеланием) эвакуировать раненых.
РАЗВЕДКА ПЛОХО РАБОТАЛА
Многочисленные потери Красной Армии списывались на незнание командирами местности и расположения финских укреплений. Но в 1937 году Генштаб РККА издал альбом укреплений Карельского перешейка, в котором приводились не только планы отдельных укреплений, но и их разрезы.
В 1936 году в Москве в Разведывательном управлении РККА вышла книга "Справочник по вооруженным силам Финляндии", которая показывает хорошую работу советских военных разведчиков, получавших точные сведения из Генерального штаба Финляндии.
НЕПРИСТУПНАЯ ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА
В воображении советских историков линия Маннергейма представляется сплошной мощной бетонированной полосой, протянувшейся чуть ли не вдоль всей границы. На этой линии обороны, по их мнению, были многоэтажные подземные города с офицерскими казино и саунами, с подземными железными дорогами и огромными орудиями, стреляющими по Ленинграду.
Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск А. Хренов в своих воспоминаниях пишет: "Враги нашей Родины противопоставили нам передовую фортификационную технику в сочетании с географическими и топографическими особенностями Карельского перешейка, одного из самых труднодоступных уголков земного шара. Советские войска на Карельском перешейке в жестоких боях с врагом захватили 356 железобетонных сооружений и 2425 дерево-земляных огневых точек, вооруженных 2204 пулеметами и 273 артиллерийскими орудиями. На развалинах этих укреплений, на руинах знаменитой линии Маннергейма, считавшейся неприступной и неуязвимой, были разгромлены финские войска".
По современным данным финских и русских исследователей, обследовавших оставшиеся на территории России финские укрепления, известно, что на территории Карельского перешейка находилось 213 долговременных сооружений, из которых дотами были всего 134, включая недостроенные. Непосредственно в зоне боевого контакта в период с декабря 1939-го по февраль 1940-го находилось 55 дотов. Из них около половины было сооружено в период 1930-х годов по приказу начальника финского Генерального штаба генерал-майора Оскара Энкеля.
Оскар Энкель начинал служить в Петербурге в чине поручика в лейб-гвардии Семеновском полку. До 1903 года он жил на набережной Фонтанки, 120, а затем в Саперном переулке, 10. После окончания академии Энкель был причислен к Главному управлению русского Генерального штаба и в Управление генерал-квартирмейстера. В силу своих профессиональных обязанностей он хорошо знал береговую оборону России на территории будущей Финляндии. Линию укреплений молодой независимой Финляндии начал строить еще в 1919 году другой русский офицер - майор Юхан Кристиан Фабрициус. Линия этих укреплений частично совпала с передовой линией обороны финнов в 1939 году.
Многие финские доты оснащались вооружением уже в ходе боевых действий. На побережье Финского залива имелось 2 береговых батареи и 10 островных батарей, построенных еще русскими фортификаторами до 1913 года. На побережье Ладожского озера было 3 береговых и одна островная батарея. По своей боевой мощи финские укрепления уступали более современным советским укреплениям линии КаУР, построенной к 1939 году в районе старой финской границы под Белоостровом. Той самой линии КаУР, которую "разгромленные финские войска" в 1941 году в "войне-продолжении" взяли за месяц.