ПОЛЬСКОЕ КИНО: ПОЛАНСКИЙ И ДРУГИЕ
Грядущий фестиваль кинематографа братской славянской страны в нашем городе, несомненно, войдет в историю культурных взаимоотношений между Россией и Польшей. Впервые на русскую землю вступит нога одного из самых скандальных и самых раритетных режиссеров мирового кинематографа поляка Романа Поланского.
Для тех, кто является фанатом десятой музы, это имя является культовым в той же мере, в какой поляки числят пана Романа своим соотечественником и классиком волшебного мира экрана. Если не случится ничего экстраординарного, то в четверг, 13 марта, на берегах Невы объявится человек, которого в США ожидает ордер на арест. Слава Богу, что пан Поланский может спокойно любоваться красотами северной столицы России, не думая об уголовном преследовании. Мы его любим и ждем. Некоторые его фильмы уже шли в отечественном прокате. Например, "Тэсс" (по роману Томаса Гарди) и "Девятые врата". Некоторые мы с наслаждением смотрели на видео: "Китайский квартал", "Макбет". C некоторыми из них мы знакомились благодаря телевидению: "Горькая луна", "Франтик", "Бал вампиров".
Роман Поланский начинал свою творческую деятельность как благоверный польский режиссер. Сначала он дебютировал в качестве актера у старшего товарища по имени Анджей Вайда. Затем сам стал снимать кино. Первая же его полнометражная картина - "Нож в воде" (1962) - вызвала кислую реакцию официальной критики, но породила бурю восторгов на престижном Венецианском кинофестивале. Что позволило молодому постановщику перебраться сначала в Англию, а затем еще дальше - в Голливуд. Фабрика звезд явно заманивала выходца из Восточной Европы в свои сети. Дело кончилось созданием культового фильма ужасов под названием "Ребенок Розмари".
Последующие трагедии семейной жизни режиссера могли сломать кого угодно. Его молодую беременную жену, Шарон Тейт, и ее друзей зверски убивают маньяки из банды Мейсона. Сам Поланский является одним из тех, кто срывает Каннский международный кинофестиваль в бурном 1968 году. В 70-е годы прошлого столетия Поланского обвиняют в аморальном поведении и подвергают уголовному преследованию. Режиссер перебирается в Европу, где продолжает свою кинематографическую карьеру.
Нынче пан Поланский находится на вершине кинематографической славы. Его кинодрама "Пианист" в прошлом году на том же самом Каннском кинофестивале была удостоена Гран-при - "Золотой пальмовой ветви". Чуть позже Поланский, наверное, с удивлением обнаружил название своей картины в семи номинациях Американской киноакадемии на соискание "Оскара". У питерских синефилов нынче есть уникальная возможность вынести свой вердикт раньше заокеанских академиков, ибо именно демонстрацией "Пианиста" в Доме кино и откроется в нашем городе Фестиваль польского кино (о его программе мы уже рассказывали ранее).
Остается напомнить, что лента Романа Поланского основана на мотивах биографической книги Владислава Шпильмана "Смерть города", повествующей о том, как жили и выживали люди в варшавском гетто. Для пана Поланского подобные истории не пустой звук. Он сам перенес в детстве все ужасы еврейского гетто в Кракове, из которого чудом спасся. Впрочем, для любого поляка тот период истории страны навсегда будет хранить в себе неизведанные глубины человеческой психики, находившейся в те трагические годы на грани Добра и Зла, Жизни и Смерти. Об этом ставили фильмы такие мэтры, как Анджей Вайда и Стивен Спилберг. Теперь в эту когорту по праву вошел Роман Поланский, обратившийся в своем новом фильме к одной из страниц истории родины и достойно представляющий ее на экранах мира.
Нынче настал черед России и Петербурга смотреть то, что сотворил Роман, чья фамилия так ярко напоминает о том, откуда он родом. Визит знаменитого режиссера в наш город был бы невозможен без Петербургского объединения киноклубов и Генерального консульства Польши в Петербурге, чьи руководители и сотрудники приложили немалые усилия для того, чтобы пан Поланский оказался на берегах Невы.