И СЛЫШУ МУЗЫКУ...
В издательстве NIKA только что вышла в свет небольшая книжечка стихов "Родниковые струны". Ее автор - певица Ирина Скорик, солистка центра романса и духовной песни "Северная лира", член Союза писателей Северо-Запада. В книжке представлены не просто стихи, а "скорее рифмованные строки, слова, облеченные в музыку", как пишет в предисловии сама Ирина.
У Ирины есть несколько песен, посвященных Карелии, - и это не случайно. Она родилась на севере Карелии, в Кеми. В Петрозаводске живет ее мама. В музыкальном училище Петрозаводска Ирина училась и, как сама считает, получила хорошее, крепкое профессиональное образование. Композицией занималась в классе у известного преподавателя Белобородова. Когда потом встретилась с ним на 60-летии училища, он сказал: "Вот видишь: то, что дано Богом, не скроешь и не спрячешь". И действительно, в последнее время сочинение музыки стало вторым хлебом Ирины. Сейчас, например, ее хоровых сочинений ждут детские духовные хоры в Твери и Рыбинске.
На ее концертах все чаще звучат песни духовного содержания. Почему эта тема так близка, рассказывает сама Ирина: "Мой отец был последним, двенадцатым, ребенком в семье нижегородского священника Поликарпа Смирнова, который, несмотря на гонения, веры не утратил, тайно выполняя свой священнический долг. Прежде об этом в семье не говорилось, времена были сложные. Думаю, что именно молитвами моего деда в тридцать три года я пришла к вере. Много пришлось пережить, прежде чем я окончательно стала воцерковленным человеком. Поначалу меня опекала известный режиссер Валентина Ивановна Гуркаленко. Она-то и сказала мне о том, что без священнического окормления в духовной жизни никак нельзя. И вот несколько лет назад в храме Преподобного Серафима Саровского в Петербурге я обрела духовника в лице очень почитаемого священника, отца Василия Ермакова. Когда после очередного моего концерта директор Дома культуры показала кассету с записью песен отцу Василию, он сказал: "Где она до сих пор ходит, она давно должна быть рядом со мной".
Впечатление от встречи с этим священником было потрясающее. По словам Ирины, в течение получаса он разрешил все вопросы, мучившие ее годами. Программа духовных песнопений зрела уже давно, но Ирина боялась показывать ее публике. Теперь же, по словам батюшки, пришло время... Вышло в свет и было продано пять тысяч аудиокассет под названием "Белые церкви".
Духовные песнопения - это особый жанр, и поначалу некоторые из почитателей Ирины Скорик, привыкшие, что обычно она поет романсы, были несколько обескуражены. Но многие приняли с восторгом. А недавно Ирина вернулась с Алтая, из города Бийска. В первый день она пела романсы, а на другой день был концерт духовной музыки. Говорили, что люди там мало воцерковленные и не знают, что это такое - духовная музыка, но зал на 600 мест был полон. Присутствовало очень много молодежи, студентов музыкального училища. Помимо Алтая она давала концерты в Рыбинске на выставке, посвященной великой русской подвижнице, игуменье Леушинского монастыря, затопленного водами Рыбинского водохранилища, - монахине Таисии (Салоповой). Она сочинила музыку на тринадцать стихотворений матушки Таисии. Год назад в концертном зале Петрозаводска с аншлагом прошел рождественский концерт духовной музыки, в котором Скорик пела вместе с Евгенией Смольяниновой и Олегом Погудиным. Средства от этого концерта пошли на издание стихов книги игуменьи Таисии.
Духовник Ирины благословляет ее петь и романсы, так как они часто служат неким мостиком на пути к духовному: "Жанр романса настолько "скользкий", что одной неверной интонацией можно впасть в пошлость, в шлягер, поэтому я очень тщательно работаю над их отбором. Если у меня есть выбор в исполнении, то, конечно, я выбираю духовные песнопения. Сцена - это не мое призвание, мне это тягостно, так как сцена, я это теперь отчетливо понимаю, провоцирует многие греховные состояния, такие как тщеславие, гордость, зависть. Для меня самые лучшие часы жизни - когда я сажусь за фортепиано и сочиняю музыку".
Ирина Скорик очень любит русскую песню и огорчается, когда слышит ее исполнение в ритмах, которые ей совершенно чужды: "Я стремлюсь исполнять русскую песню в своей первозданности и чистоте. Недавно я сделала для себя открытие: оказывается, известная каждому русскому человеку песня с трагическим содержанием "Степь да степь кругом" написана в мажоре, и в этом есть ее глубочайший смысл. Эта песня глубоко православная: в ней умирающий ямщик не жалуется, не ропщет на Бога, он просит прощения и по-христиански смиряется".
Когда в Петрозаводске был концерт духовных песнопений Ирины Скорик, зал ее родного музыкального училища был переполнен, многие стояли. Слушатели не хотели отпускать Ирину со сцены...