ЗВУКОВЫЕ СКВОЗНЯКИ В РУССКОМ МУЗЕЕ

В Мраморном дворце открылась выставка известного музыканта и композитора Владимира Тарасова "Звуковые инсталляции". Отдел новейших течений Русского музея продолжает знакомить горожан со все новыми значениями термина "искусство".

Владимир Тарасов (родился в 1947 году) в музыке с 14 лет, с тех пор, когда он начал играть джаз в архангельских клубах. Его называют мастером ударных инструментов, и именно как ударник он выступал в знаменитом трио "ГТЧ" (Ганелин - Тарасов - Чекасин), которое в начале 70-х поразило доселе невиданным сплавом импровизации и традиции, авангарда и классики. Одними из первых им удалось выбраться за железный занавес и получить признание во всем мире. С тех пор Тарасов работал со многими симфоническими и камерными оркестрами, делал совместные программы не только с самыми разными музыкантами, но и с художниками, и поэтами (например, Дмитрием Приговым, Алексеем Айги). Сейчас он работает с французской балетной труппой Жозефа Наджа и Сесиль Тьеблемон, преподает в парижском институте визуальных искусств, является художественным руководителем вильнюсского Русского драматического театра и играет сольные проекты на ударных. Его сольные программы называются "атто", что по-итальянски означает "действие". С 1968 года Владимир Тарасов живет в Вильнюсе, считая, что нет удобнее города, чтобы ездить на работу то во Францию, то в Россию, то еще куда-нибудь. Между слушать и слышать разница в одну букву. Когда смотришь инсталляции Владимира Тарасова, требуются оба умения. Нужно слушать то, что сыграл композитор, и слышать, как он это сделал. Но не думайте, что из всех пяти чувств вам будет достаточно одного слуха. Тарасов выступил как художник, буквально материализовав звук, воплотив его в ярких и запоминающихся образах. Абсолютно условные, эти образы зримо передают настроение, атмосферу, которая присуща тем или иным звукам. Предметы отбрасывают тени в колеблющемся свете луны - стрекотание летней ночи так же изменчиво, как их очертания: тоном выше, тоном ниже, фон остается тот же. Сквозь жалюзи на окне - вечерние огни небоскребов, магнитофон на полу мурлычет джаз: "New-York, New-York", - поет хрипловатый женский голос. Облако мух, поблескивая перламутровыми крыльями, зависло над пюпитром с нотами, выматывающее душу назойливое пение способно свести с ума - это "Концерт для мух". Ветер перебирает бумажные лопасти: в центре зала конструкция из вентиляторов. То ли сквозняк играет с книгой, забытой на столе, то ли поле шуршит сухой травой. Вода капает в ведра и тазы: протечка - знак, что пришла весна. К радости от звонкой переклички капель примешивается досада - опять белить потолок. Свет фар впереди, шорох шин смешивается с шорохом моря, и легкий бриз развевает волосы и треплет полотно воды - вы уже не сидите на стуле в зале Мраморного дворца, это "Большое желтое такси" везет вас прямо по пляжу. В первом зале стоит компьютер, с помощью которого можно познакомиться с другими инсталляциями Владимира Тарасова. Только жалко смотрительниц, которые недовольны, что художник устроил в залах сквозняки.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.