ЧТО ВИДНО СКВОЗЬ "МОНОКЛЬ"
Возможно, вскоре Петербург получит еще один титул - "город фестивалей". Так густо заполнена юбилейная афиша разного рода творческими состязаниями. В марте на сцене "Балтийского дома" прошел второй тур IV международного фестиваля моноспектаклей "Монокль". Наряду с петербургскими коллективами в конкурсе участвовали театры из Италии, Бельгии и Литвы. Почетные гости - Рафаэль Клейнер и Софико Чиаурели - прибыли, соответственно, из Москвы и Тбилиси.
Драматургия фестиваля развивалась стремительно - одно из главных художественных событий случилось на его открытии. Сразу и бесповоротно в число лидеров вошел удивительный итальянский артист Франко Ди Франческантонио, прибывший в Северную Венецию из Флоренции. Если на прошлом фестивале артист, завоевавший тогда Гран-при, поразил публику интерпретацией "Исповеди" Льва Толстого, то на этот раз исполнил итальянские бардовские песни.
А мы-то самонадеянно думали, что авторская песня - явление сугубо российское, порожденное исповедальностью и русской тоской. Артист продемонстрировал - в формате "школы переживания" - филигранное мастерство самой высокой пробы (режиссер "Песен вслух" Риккардо Соттили). Стоит ли говорить, что ни один номер программы не повторял другой, а мы, не зная языка, были захвачены артистизмом и тайной печалью певческих монологов. А еще - сдержанным, глубоким темпераментом исполнителя, непринужденным благородством сценической повадки. На этом фестивале Ди Франческантонио получил специальную премию жюри.
В одной компании с маститым итальянцем оказалась молодая актриса Государственной детской филармонии Санкт-Петербурга Маргарита Смирнова, получившая специальную премию жюри "За блестящий дебют". (На "Монокле" стало хорошей традицией привечать молодежь.) Ее спектакль "Человечек из часов" по детским стихам Саши Черного - это лирический монолог мальчишки, его ночные мечтания о чудесных краях и добрых зверях, приправленные легкой клоунадой (режиссер Владимир Михельсон). Язвительность взрослых стихов поэта тут куда-то улетучилась, уступив место проникновенному и влюбленному в мир детства взгляду.
Почетную III премию завоевала Наталья Заякина из московского "Ленкома", представившая спектакль "НЗ". Инициалы актрисы совпадают с названием спектакля, который имеет помимо основной - "Неприкосновенный Запас" - много других расшифровок. Это смесь монологов из жизни театральных уборщиц и опустившихся актрис с воспоминаниями из собственной жизни - о молодости и детстве. Первые дают возможность со стороны взглянуть на проблемы служителей муз, вторые - откликаются исповедальностью в духе Евгения Гришковца.
Второй премии удостоилась молодая актриса из Бельгии Алекса Доктороу, выступившая со спектаклем "Мария Магдалина, или Спасение". У Алексы русские корни, но спектакль был создан в образцовой манере французского декламационного театра. Облик девчонки - маленькое платье на бретельках и сандалии, но внутренняя сила и темперамент матроны, точно следующей законам классицистского театра, - вот что поражает в такого рода зрелищах. Впрочем, юная актриса, бесспорно, талантлива и без труда "взяла зал".
А первую премию поделили наш Сергей Барковский и гость из Литвы Александрас Рубиновас (Молодежный камерный театр, г. Каунас). Впрочем, Рубиновас тоже почти наш, ибо участвовал практически во всех фестивальных показах "Балтийского дома" и не раз удостаивался наград. "Контрабас" Патрика Зюскинда, представленный Рубиновасом, сейчас не ставит только ленивый, но каждый исполнитель разыгрывает свою партитуру. Неповоротливый, громоздкий инструмент - это та скала, к которой прикован современный Прометей, несущий в публику огонь божественного искусства. Спектакль литовцев создает иллюзию большой формы - так тщательно он придуман и обставлен.
И наконец, Сергей Барковский, который представлял Пушкинский театральный центр Петербурга спектаклем "История села Горюхина". Эта повесть Пушкиным не завершена, а спектакль выглядит цельным. Может быть, потому, что подан он как презентация творений незадачливого литератора Ивана Петровича Белкина. И актер, с его фирменной летучей иронией, нигде не теряет необходимой двойственности - рассказчика и персонажа.
А темы - что ж, они традиционны. Здесь и муки творчества, и "моя родословная", и неудачное хозяйствование, и кукольная трагедия "малых сих". Но если взглянуть шире, разговор, как всегда, свелся к судьбам России. При этом большой шкаф - главный элемент оформления - превратился в "птицу-тройку", но не выдержал нагрузки и внезапно задымился.
Смотри в монокль и "зри одним глазом" - вовсе не одно и то же. Поэтому фестиваль не затерялся среди парадного великолепия больших празднеств.