"ВАГРИУС" НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ДЗЮДО, А ВЫПУСКАЕТ ХОРОШИЕ КНИГИ
Чтобы попасть в одно из лучших российских издательств, нужно подняться по ступенькам на холмик, войти в деревянную калитку, за которой стоят три деревянных домика с крылечками (настоящая усадьба XVIII века). В одном из строений и находится "Вагриус". <br>Внутри ни охраны, ни длинноногих секретарш. В крошечном холле три дивана. Заместитель гендиректора Андрей ИЛЬНИЦКИЙ общается без отдыха с авторами, юристами, редакторами, одновременно отвечая на электронные послания...
ОНИ УЗНАЛИ ПЕРВЫМИ,ХУ ИЗ МИСТЕР ПУТИН
- Андрей Михайлович, меня просто восхитило место, где вы обитаете. Оно такое поэтичное...
- Это не случайно. Видите ли, для нас книгоиздание - это не технологический процесс, а творчество. "Вагриус" держится на десятке людей креативного толка, и еще тридцать человек обслуживают процесс. Мы способны работать слаженно. К примеру, книгу Путина "От первого лица" в 2000 году мы сумели подготовить и издать всего за месяц. Когда весь мир спрашивал: "Ху из мистер Путин?" - мы попытались ответить на этот вопрос.
Буквально неделю назад я решал кроссворд: "Российское издательство". Ответ - угадайте какой... Как брэнд мы состоялись, и подтверждение - не только этот кроссворд. В 2002 году нам исполнилось 10 лет и нам вручили Государственную премию Российской Федерации за вклад в развитие культуры, книгоиздание, сохранение лучших традиций. Впервые коммерческая организация удостоилась такой премии, и мы можем гордиться этим.
"Вагриус" - не самое крупное российское издательство. По суммарному тиражу и количеству наименований мы едва входим в десятку лидеров. Иногда и в нее не попадаем. Количество никогда не было нашей целью. Но наша стратегия заключается в том, чтобы издавать качественную прозу, мемуаристику, и притом чтобы это было бизнесом - других средств к существованию, кроме издательской деятельности, у нас нет.
- Как возник "Вагриус"?
- Его придумали и сделали три человека - Олег Васильев, его уже нет с нами, Владимир Григорьев - он сейчас замминистра по делам печати, Глеб Успенский - нынешний директор издательства.
- "Вагриус" - издательство со своим лицом, а значит, и со своим читателем. Кто он?
- Мне представляется, что это прежде всего представитель формирующегося среднего класса. Речь о людях, которые не считают для себя утерянным десятилетие реформ, стремятся сами обустроить свою жизнь и не ждут милостей "сверху".
В художественной литературе для нас важны собственно художественные качества, и не в последнюю очередь сюжет. Если говорить о мемуаристике, то мы печатаем людей, жизнь которых интересна. Наш читатель ищет в книгах опыт, некое преломленное отражение действительности. Это человек, живущий жизнью, а не наблюдающий за ней со стороны.
Исследования показали, что представители именно среднего класса, а к ним себя относят около 20 процентов россиян, тратят на книги примерно 40 долларов в год и готовы тратить в два - три раза больше. Посему за такого читателя стоит биться. Средний россиянин тратит около 10 долларов. А треть сограждан не читает вообще...
К ПЕРГАМЕНТУ МЫ НЕ ВЕРНЕМСЯ
- Сегодня многие читатели не покупают книги, а достают их из интернета. Даже Стивен Кинг стал распространять свои новые книги через Всемирную паутину. Может быть, книги ждет участь пергаментных свитков?
- Спасибо за вопрос. Начнем со Стивена Кинга. Он опубликовал свою книгу "Верхом на пуле" в марте 2000 года и собрал действительно полмиллиона долларов. Но скоро снял ее, поскольку начался повальный несанкционированный доступ. Второй проект - "Растение" - он был вынужден снять по тем же причинам. Бизнес не задался. И я вас уверяю, что за последние 3 года ажиотаж вокруг электронной книги практически сошел на нет.
По большому счету книги, опубликованные в интернете, отличаются от традиционных книг только носителем. И в том и в другом случае необходима работа издателя. Но даже на Западе прогнозируют, что электронная литература получит широкое распространение не раньше чем через 10-15 лет. А в России этого не следует ждать раньше, чем лет через 30.
- Вы печатаете книги известных политиков, а также деятелей, ушедших на покой, но в прошлом игравших большую роль в стране. Им действительно есть что сказать?
- Если человек, влияющий на ход истории или на текущие события, написал книгу, то это уже интересно.
Бывает, мы, издатели, становимся инициаторами. Действующие политики часто отвечают, дескать, "мне некогда, в стране кризис, у меня выборы..." Те же, кто уже отошел от дел, сами идут на сотрудничество. Человек хочет что-то договорить, перед кем-то объясниться. Кто-то предлагает только свою биографию - это тоже интересно. Кто-то излагает не только свою жизнь, но и мировоззрение. Например, мемуары Александра Яковлева, изданные 10-тысячным тиражом, стали настоящим событием. Это пример книги-размышления. Человек еще раз просмотрел свою жизнь и заново проанализировал события в стране.
Кто-то, как генерал Трошев, пишет книги, как говорится, по горячим следам, еще не остыв от сиюминутных болевых ощущений. Поэтому получаются книги неожиданные и выдерживают они по 10 переизданий. Суммарный тираж книги Трошева достиг в итоге ста тысяч. Значит, что-то сказал генерал интересное людям, некую окопную правду.
- Насколько искренни эти люди, когда излагают прошедшие события постфактум?
- По-разному. Важно, с каким сердцем пишет автор. Возвращаясь к Трошеву, могу сказать, что он писал не холодным сердцем. А читателя не обмануть. Поэтому тиражи часто оказываются мерой искренности.
ВОДКА В РОСТРАЛЬНОЙ КОЛОННЕ
- Это касается и мемуаров петербургских политиков?
- Во всяком случае, я хорошо знал Анатолия Александровича Собчака... Так вышло, что он уехал в Калининград из моего кабинета, а затем случилась трагедия...
Я сам наполовину питерец. Мама моя - блокадница. Дедушка погиб в ополчении, а бабушка умерла от голода. Ее трех дочерей, живших в квартире на Васильевском, после эвакуации разбросало по свету. Мама оказалась во Львове, познакомилась там с папой. В Питере я защищал диссертацию. Там живет мой лучший друг.
Но недавно я поехал туда на машине и обалдел от отвратительных дорог и состояния дворов. Мне очень жаль город, который я безумно люблю. Там живут люди более высокого духовного качества, чем в других местах, и проза питерских авторов особенная, в ней много раздумья. Наверное, дело в сером небе и ветрах.
...Однажды мы с другом пили водку в Ростральной колонне, той, что ближе к Петроградской стороне. Это было в 1987 году после защиты диссертации. Мы пошли гулять ночью, начался дождь, и мы укрылись в нише под Ростральной колонной. Вдруг мы увидели незапертую дверь. Поднялись наверх по винтовой лестнице и сели пить водку. Только в Питере может быть такое...
Поэтому когда обнаружилось, что из семи победителей конкурса "Жизнь состоявшихся людей" трое - петербуржцы, я был искренне рад. Уверяю вас, это не есть конъюнктура. Мы в "Вагриусе" на горных лыжах отнюдь не катаемся. И дзюдо тоже не начали заниматься.
- Скажите, почему "Вагриус" вдруг вступил в настоящую авантюру и стал инициатором конкурса среди неизвестных писателей? Я говорю о конкурсе "Жизнь состоявшихся людей". Этот проект мог бы быть полезен начинающему издательству для раскрутки...
- Я убежден, что бизнесу необходимо задуматься о своем имидже. Ведь в России убеждены, что бизнес - это халява и сплошное воровство и все, кто преуспел, либо воры, либо им невероятно везет. На самом-то деле это не так! Все началось со знакомства с Ириной Ясиной из фонда "Открытая Россия". Она предложила вместе организовать литературный конкурс.
Это был большой риск - мы не знали, откликнется ли кто-либо, будет ли прислано что-то стоящее. Рисковала и "Открытая Россия", вложившая в это деньги. И мы. Мы ведь типичный малый бизнес. Для нас 10 тысяч долларов - огромная сумма. Издавая каждую из этих книг, мы рискуем остаться без месячной зарплаты всего коллектива... Но я уверен, что романы-победители заслуживают читательского внимания. Но не всегда уверенная профессиональная оценка означает удачную судьбу произведения. Надеюсь, что петербуржцы поверят нашей оценке...
- Положа руку на сердце, вы полагаете, что в стране настало время, герой которого - человек состоявшийся?
- Демократии не бывает там, где люди не чувствуют, что от них что-то зависит. От героев же этих книг многое зависит, у них есть достоинство. Если таких людей не поддержать, останутся всякие бригадиры, бандюганы и прочие агенты национальной безопасности. Но это не созидающие люди, а обслуживающие. И если героем нашего времени будет мент или набриолиненный бригадир, то я не хочу, чтобы моя пятилетняя дочь жила в этой стране. Я надеюсь, что этого не хочет и большинство россиян.
- Тем не менее мы живем в воюющей стране и жизнь состоявшегося человека соседствует с окопной правдой боевого генерала...
- Я не говорю, что нужно, романтично подняв голову, глядеть куда-то вдаль. Надо обустраивать свою жизнь. Надо созидать. Ибо сказано: "Не заботься о завтрашнем дне, он сам о себе позаботится". Это коммуняки продавали наше настоящее будущему, а человек живет здесь и сейчас.
Сейчас все за сильное государство. Но каждый понимает это по-своему. Чиновники и центристы полагают, что государство может быть сильным, если оно над человеком, регулирующее, направляющее. На самом деле 70 процентов россиян сильное государство видят в другой ипостаси. Это работающие законы, обеспечение гражданских прав, дееспособная судебная власть. Многое зависит от того, какую транскрипцию сильного государства предложит Путин перед новыми выборами.
У "ВАГРИУСА" НЕТ КРОЛИКА
- И все же давайте вернемся к "Вагриусу". Я убеждена, что вас просто засыпают рукописями люди, считающие себя гениями. Что вы хотели бы сказать людям, которые пишут?
- Графомания - бич вечный. Причем графоман - существо довольно агрессивное. "Здравствуйте, пишет вам Вася Пупкин из Мухосранска. Я вот написал романчик, и моей подружке понравилось. Не издадите ли вы его?" При этом пишет он с пятью ошибками в шести словах. Через день ему не ответишь - начинается мат... Поэтому мы принципиально не принимаем тексты по электронной почте, только на бумаге. Для многих затраты на принтер и бумагу - это серьезное препятствие.
Коли пишется - пишите. Только не надо сразу ставить себе цель стать великим. Сейчас есть интернет, там разместиться легче. Сейчас по сравнению с прошлым есть масса способов сказать о себе, но на сто предложенных в издательство рукописей приходится, дай Бог, две-три пригодных к изданию.
- Есть ли у "Вагриуса" некий кролик в шляпе? Что вы готовите для читателей?
- Это новая книга Пелевина, которую готовим к выпуску, и новая книга Трошева, которую он дописывает. И шесть книг - победителей конкурса "Жизнь состоявшихся людей"... И многое другое.
...У российских издателей сегодня нет денег на "раскрутку" литературы. Публика самостоятельно ориентируется на рынке и расставляет приоритеты. Откуда взялся Акунин? В свое время Чхартишвили предложил Игорю Захарову, редактору "Вагриуса", издать его книгу. Она была не принята. Потом Игорь, уйдя от нас, издал ее на собственный риск и страх. Год эти книги не продавались вообще. А потом стали бестселлерами. Это читательский выбор. У Захарова не было бюджета на рекламу, как нет у нас. Все, что удается "раскрутить" сегодня, делается либо на западе, как Гарри Поттер, либо за счет скандала, как поступили замечательные рекламщики "бредущие вместе", которые никому не известного, кроме узкой московской тусовки, Сорокина сделали событием российского масштаба. Но мы не идем таким путем. Мы рассчитываем не на "кролика", а на системную работу.
СПРАВКА "НВ"
Андрей Михайлович ИЛЬНИЦКИЙ
Родился в 1959 г. в семье военнослужащего. Окончил МФТИ (Физтех). С 1982 по 1992 г. - научный сотрудник ЦНИИ-26 Минобороны. Кандидат технических наук (1989 г.). Автор более 30 научных трудов. Член СП Москвы. В 1992-1997 гг. - один из создателей и руководитель издательств "АСТ", "Аст-пресс", "Аграф", с 1997-го - заместитель гендиректора и редакционный директор издательства "Вагриус".
Женат, двое детей.