НЕ ДАЙ БОГ ПОТЕРЯТЬ ЭТУ ШТУЧКУ
Без бумажки, как известно, ты букашка. Так что не дай Бог бумажку потерять. А если это самая главная бумажка, то бишь паспорт, - дело совсем плохо. Кто терял краснокожую или становился жертвой похитителей, тот знает, каково ее потом возрождать. А если и не терял никогда, а просто проходил процедуру получения этой гордой, воспетой поэтом книжицы, или изнывал в ОВИРе, пытаясь овладеть вожделенным загранпаспортом, или всего лишь добывал, льстиво заглядывая в глаза мегере-паспортистке, нежно любимую нашим населением "форму 9", тот все равно знает высокую цену этим жизненно важным документам...<br>В конце прошлой недели открылись две перекликающиеся между собой выставки, посвященные нашим основополагающим бумажным двойникам.
В своем выставочном зале в Невской куртине Петропавловской крепости институт Про Арте совместно с Музеем истории города открыл первую выставку из цикла "Штучки". Штучки - это вещный мир, предметы, которые нас окружают, которыми мы пользуемся, дарим близким или украшаем себя. Штучки - это пишущие машинки, кухонная утварь, парфюмерные флаконы, бумажники, кошельки и портмоне, зонтики, шляпы и запонки. Подобных штучек сотни и тысячи в фондах Музея города, и все они многое могут рассказать о времени, о себе и своих хозяевах. Но посетители музея видят их редко. Поэтому идею, принадлежащую известному питерскому историку Льву Лурье, создать серию выставок этих вещей и вещичек следует признать вполне счастливой.
И тема первой выставки - "Паспорт" - тоже более чем правомерна. Создатели посвятили свою экспозицию обмену советских паспортов. Но боюсь, что большинство граждан - посетителей выставки, для которых паспорт не штучка, а штуковина и обмен этой штуковины прямо-таки животрепещущая тема, будут разочарованы.
Выставка состоит из трех частей. В первой - два молодых нижнетагильских художника Иван Копылов и Сергей Чебыкин сделали увеличенные копии своих паспортов, превратив свои физиономии на паспортных фотографиях в трансформирующиеся видеоинсталляции. Во второй - петербургский художник Олег Хвостов, взяв три старинных паспорта, имевших вместо фотографии всего лишь описание внешности владельца, воссоздал три портрета ничем не прославивших себя граждан Российской империи. А группа из двух художников Максима Моисеева и Максима Каширского представила видеоролик, в котором "в определенном порядке смонтированы геральдические изображения животных с паспортов разных стран мира". И все...
Занятно, в меру авангардно, как и положено при таком подходе - провокативно. Только бедновато и оттого скучно. Поэтому на вернисаже все тележурналисты накинулись на представителя паспортно-визовой службы, полковника в отставке Виктора Кондратьева, который, движимый профессиональным интересом, пришел поглядеть на экспозицию. Он, кстати, рассказал кое-что любопытное из истории и сегодняшнего дня картонки, удостоверяющей нашу личность. Например, о личном коде владельца паспорта. Такая графа в нашем новом паспорте есть, но она осталась пустой, тогда как в паспортах граждан многих стран мира она заполнена и способна резко сократить многие бюрократические формальности. С ней, представьте себе - о, ужас! - "форма 9" не нужна...
А вторая выставка хоть и открылась в самом авангардном месте - на Пушкинской, 10, никаким авангардом от нее не пахнет. Она называется "Стол находок" и организована городским Центром утерянных документов и средств связи. Центр существует уже три года и, по словам его создателей, успел за это время вернуть владельцам сотни утерянных документов. Центр гордится тем, что к ним обращаются до 150 человек ежедневно и 80 процентов несчастных растяп свои потери благодаря центру возвращают.
Никаких других задач, кроме как заявить о себе, устроители выставки не ставили. Просто витрины, в которых в основном паспорта, но есть и пенсионные удостоверения, и трудовые книжки, и прочие справки. Есть еще витрины с ключами от квартир, где, может быть, как говорил Остап Бендер, деньги лежат. Ключи теряют во множестве и часто. Из экзотических экспонатов - паспорта иностранных граждан. Их не меньше, чем ключей, из самых разных уголков земного шара. Это наводит на мысль, что эти документы были не потеряны, а похищены вместе с бумажниками и кошельками, а потом выброшены за ненадобностью.
Глядя на экспонаты "Стола находок", можно, конечно, поразмышлять на тему о рассеянности человечества, но не больше. Поскольку ни художественного осмысления потерь, ни отбора на этой выставке не случилось - просто выложено найденное, то и эмоциональная сфера посетителя остается равнодушной - кто теряет, а кто-то находит...