ПОИСК СОБСТВЕННОГО РИТМА

6 марта в Мраморном дворце открылась выставка видеоинсталляций с необычным названием - "Электроземля". Эта выставка - совместный проект Британского совета и Государственного Русского музея (Музея Людвига в Русском музее), приуроченный к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Она продлится до 7 апреля, после чего будет представлена в ряде российских городов (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.), а также в странах, имеющих представительства Британского совета.

В истории европейского искусства есть периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью идей. Таким, например, является развитие видеоискусства сегодня. Отправной точкой для видео-арта было творчество корейско-американского художника 1960-х Нам Джун Пайка. Среди немногих последовательных британских видеоартистов выделяются Дара Бирнбаум (1970-е гг.), Билл Виола (1980-е гг.) и Даг Аткиен (1990-е гг.). Видеоарт сегодня - одно из главных направлений актуального британского искусства. Однако именно сейчас этот жанр претерпевает стремительное развитие и состояние постоянного поиска художников, работающих в нем. Для России же видеоарт - жанр новый. Поэтому выставка "Электроземля" представляет большой интерес как для искусствоведов, художественных критиков и художников, так и для самой широкой публики. Луч видеопроектора - любимая "кисть" молодых художников, работающих в Великобритании в технике видеоарта. С его помощью созданы инсталляции, которые не только отражают самобытность британской культуры, но и затрагивают проблемы, актуальные для молодого поколения. Некоторые из представленных художников уже знакомы петербуржцам как участники прошлых проектов Британского совета (выставки "Пейзаж" 2000 г., "Черный ящик" 2001 г., форум Arts Ambassadors 2001 г.). Среди молодых авторов выставки "Электроземля" - один из самых известных британских художников, лауреат премии Тернера Вольфганг Тиллманс, а также яркий представитель поколения Уай-Би-Эй Адам Ходцко. Ряд авторов (Марк Леки, Марк Титчнер, Ник Рельф и Оливер Пейн и др.) представляет новейшее поколение художников видео-арта (пост-Уай-Би-Эй), являясь участниками выставок в галерее Тэйт и большинства культурных центров Европы. Включив их работы в данную экспозицию, Британский совет "стремится предварить ажиотаж вокруг их имен и познакомить российскую аудиторию с их искусством в самом начале их восхождения к всемирной славе". Молодое британское видеоискусство сопряжено с клубной, танцевальной и музыкальной культурами. Немалое количество пестрых, ярких и иногда весьма необычных видеометафор на выставке посвящено именно этой тематике. Например, работы Пола Руни - "Вокруг. Между. Песня галерейного ассистента" и "Включается свет. Песня гардеробщика ночного клуба" (2001 г.) - представляют собой номадическое пение современного горожанина. Следуя принципу "что вижу, о том пою", он показывает повествующих о своей жизни гардеробщицу ночного клуба и галерейного смотрителя. В другой работе - "Микс" Оливера Пэйна и Ника Релфа (2002 г.) - серии образов и некие видеоряды наложены на популярную среди британской молодежи песню Терри Райли. Причем художники постоянно обращаются к танцу как к "самому древнему способу прославления жизни". Однако наибольший зрительский интерес скорее вызывают новые изобразительные возможности (эффекты электронного монтажа) и специфика самого жанра (емкие миниатюры-образы). Как правило, видеоинсталляция независимо от ее содержания и функции - это образ чего-то, сжатый в минимальном промежутке времени. То, что на выставке представлены работы разного временного формата - от 1 минуты (Адам Ходцко, "Отказ в свободной форме 1", 2002) до 45 минут (Фолк Архив, "Введение в Фолк Архив", 2000), - лишь подчеркивает полемичность этого жанра в настоящее время. Интересно, что современное изобразительное искусство требует от зрителя совершенно невозможного - быть творцом. Ибо "Электроземля" - это путешествие по множеству пространств, сменяющихся быстро и с нарочитым нарушением связей между ними. Это могут быть временные пространства (старик с молотком в "Миксе" Оливера Пэйна и Ника Релфа - дань уважения легенде о Ли Пери, который прополз на четвереньках через весь Кингстон и колотил по земле молотком, пытаясь изгнать Сатану) или территориальные (перемещение этого героя в Чизвик). Принцип выставки - децентрированность и мозаичность мира, в котором нет причинных связей и противопоставлений, а зритель имеет право на собственное прочтение работ. Британский видеоарт последних лет поднял вопросы, свойственные каждому новому поколению. Что мы понимаем под "нормальным состоянием" и "безумием"? Как сохранить недооцененные произведения культуры от агрессивного общественного потребления? Почему информация стала "товаром", за которым все бешено гоняются? Не притворяемся ли мы, пытаясь "делать все как на самом деле"? В чем состоит "неизбежная динамика жизни"? Являясь сгустоком технических и эстетических возможностей электроники, видеоискусство философично и экзестенциально. Стремление художника к максимальной объективации посредством отстраненного наблюдения, отрыв от себя самого для постижения абсурдности мира лежит в основе выставочных работ. Пожалуй, три больших экрана "Электроземли" в Мраморном дворце, нон-стопом проецирующие работы молодых видеоартистов Великобритании, - немеркнущие глаза современного искусства. В них, как в зеркалах душ художников, можно прочитать: "Мы очищаем киноглаз от чуждых наслоений - музыки, литературы и театра; мы ищем собственный ритм и находим его в движении".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.