ПРОБЛЕМА... С ГИМНОМ
Каждый, кто хоть раз путешествовал фирменным поездом "Москва - Петербург", наверняка помнит величественные звуки, льющиеся из репродуктора на вокзале - знаменитая музыка Рейнгольда Глиэра из балета "Медный всадник": мелодическая основа гимна северной столицы.
И вот в преддверии юбилея Петербурга город может остаться без одного из своих символов. Участники штаба по подготовке к 300-летию выяснили: град Петров формально не имеет права использовать где бы то ни было музыку Рейнгольда Глиэра. И это несмотря на то, что в Уставе Петербурга глиэровская музыка утверждена в качестве официального символа города.
Правда, до сих пор не принят закон о гимне. Более того, при подготовке правового документа отношения с правообладателями творческого наследия Глиэра никак не прописывались.
Проблему гимна перед городским штабом поставил Северо-Западный филиал Российского авторского агентства. Как заявила директор этого филиала Наталья Новикова, накануне празднования 300-летия городу необходимо соблюсти Закон об авторских правах, который в данном случае защищает интересы наследников творчества Глиэра. На сегодняшний же день никто не удосужился согласовать с родственниками Рейнгольда Глиэра правомочность принятия знаменитой мелодии в качестве официального гимна Петербурга. Также у родственников никто не поинтересовался, согласны ли они с положенным на музыку текстом. Напомним, слова гимна принадлежат поэту Олегу Чупрову.
По словам Натальи Новиковой, свидетельством о наследовании авторских прав сегодня владеют четыре родственника Глиэра, а также одно юридическое лицо - "Фонд мира". Сейчас они "имеют полное право на вознаграждение за каждое исполнение" всех произведений выдающегося советского композитора. Более того, правообладатели могут (и вероятно, будут) защищать свои интересы в суде.
Вариантов выхода из этого тупика не так уж и много. Город должен будет либо обратиться к родственникам Глиэра с письмом и платить за каждое исполнение принадлежащей им мелодии, либо спешно дорабатывать и проводить через Законодательное собрание Петербурга соответствующий закон. Пока штаб взял "тайм-аут". Он собирается проконсультироваться с профессионалами - юридическим ведомством администрации города.
МНЕНИЕ
Олег ЧУПРОВ: "Я до сих сожалею, что Глиэра нет в живых - тогда было бы проще работать. Он сказал бы мне: "Олег, у тебя это место плоховато, давай переделаем", а я говорил бы ему: "А тут твоя музыка не дотягивает, давай изменим". Но с Глиэром посоветоваться невозможно. Поэтому единственное, что я себе позволил, - "приблизить" его немножко к себе. Чтобы стихи на музыку ложились, не надо смотреть на Глиэра как на находящегося где-то высоко-высоко. Я представил его для себя своим соавтором. И понял: сама музыка настолько величава, что если еще и я буду писать величавые, высокопарные слова, то получится даже не масло масляное, а вообще что-то невозможное. Поэтому я старался написать простые слова".