АВТОГРАФОВ У МЕНЯ НЕ ПРОСЯТ
Творческая судьба Николая Бурова сложилась, похоже, вполне счастливо. Четверть века из недавно отмеченных юбилейных 50 он на сцене Александринского театра. Ведущие роли, ведущее положение. Ярко выраженный общественный темперамент - Буров председатель петербургского Союза театральных деятелей. Обладает шармом и чувством юмора, элегантен и речист...
- Никто из моих родных не занимался театром профессионально. Все началось с того, что школьный товарищ сказал: "Знаешь, во Дворце пионеров сейчас идет набор в ТЮТ - Театр юношеского творчества - поехали попробуем". Я отнекивался, но он меня все-таки затащил. После чего меня приняли, а приятель провалился. Ну а если стал тютовцем, есть только два выхода - либо становишься актером, либо всю жизнь болеешь театром, сидя в зрительном зале. Поскольку театр - это наркотик. В то время других наркотиков, слава Богу, не было. Вопроса "кем быть?" по окончании школы для меня не существовало. Хотя отец очень был недоволен и отговаривал. Помню, он, провожая меня до угла Моховой и Белинского на очередной тур, остановился и спросил: "Может быть, все-таки - нет?" Я сказал - да!
Мне повезло - я попал на курс замечательного педагога Татьяны Григорьевны Сойниковой. Отличный был курс, но в большинстве мало кто потом хорошо устроился в театре.
- Почему?
- Мы оказались не такими бойкими.
- Сойникова не учила науке выживать в закулисном мире?
- Нет, она относилась сама и нас учила относиться к театру трепетно и свято. Как устроиться, зацепиться - об этом речи не было.
- А надо этому учить?
- Я думаю - надо. Эта профессия предполагает, кроме наличия некоторой лотерейности - удачи-неудачи, от которой многое зависит, кроме упорного труда, еще и умения существовать в профессии. Причем делать это надо напористо и волево.
А после института повезло еще раз - Корогодский взял меня в ТЮЗ как раз в тот момент, когда Георгий Тараторкин перебрался в Москву, и я стал играть его роли. За первые три года переиграл кучу ролей, вплоть до Бориса Годунова, сыгранного в 23 года. Таким образом, вечный актерский голод был относительно утолен.
- Хорошо это - вот так сразу наесться?
- Просто необходимо, чтоб поменять молочные зубы на постоянные, чтоб войти в профессию. Кроме того, труппа ТЮЗа в то время была просто замечательная. Там еще оставались артисты брянцевской школы, косо смотревшие на Корогодского, а рядом с ними молодые талантливые его ученики. И те и другие были моими партнерами: Казаринова, Лебедев, Самошин, Хочинский, Каморный, Шибанов, Иванов. ТЮЗ той поры - один из самых популярных театров. На гастролях в Москве наши рублевые билеты продавались с рук по 15 рублей.
- Так что вас можно считать абсолютно везучим в профессии человеком?
- Не совсем. С чем не повезло, так это с кино. Романа с кино не получилось. Хотя если начать считать, то наберется два-три десятка фильмов. Но настоящее удовлетворение принесли и какой-то серьезный след оставили всего 2-3 картины. Так что на улице чувствую себя спокойно, меня не теребят и автографов не просят. А вот в театре занят плотно. Играю по 15 спектаклей в месяц. Это очень много. Строго говоря, норма 7-10 спектаклей. Ведь для каждого выхода на сцену необходима не только физическая сила, но и внутренняя собранность, душевная концентрация. Мои нынешние роли требуют очень серьезного отношения. Стараюсь приходить в театр хотя бы на час раньше. Чтоб подготовиться, что называется, посекретничать со своим героем...
- А как же ваша общественная деятельность? Успеваете?
- Я ненавидел общественную работу, когда был школьником, студентом и даже актером ТЮЗа. Стал ею заниматься, только придя в Александринку, и то не сразу. Был депутатом Ленсовета, секретарем парторганизации театра, членом ленинградского горкома партии, о чем не стыжусь говорить и сейчас. Думаю, успел сделать определенное количество не самых худых дел. Помогал людям. А для того чтоб помогать, надо иметь вес и рычаги, а они доставались только таким образом. Компромисса с совестью не ощущал, не чувствую его и сейчас. Нынче я депутат муниципалитета уже двух созывов и вот уже два года председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей. За это время немало сделано: и по Дому актера, и по Дому ветеранов сцены, и с нашей поликлиникой № 40. Ежедневно приходится решать и творческие, и человеческие проблемы. Ставить многие вопросы перед властями города, с которыми сложились хорошие деловые отношения. Когда я убедительно прошу о чем-то (естественно, возможном), меня понимают и идут навстречу.
- Опять же получается совершенно благостная картина?
- Нет, это я говорю о том, что удалось, а если говорить о несвершенных делах, то тут о-о-о...
- Что сейчас происходит в Александринке? Театр пытается реформироваться, избавиться от репутации закостеневшей академической труппы?
- Практика показала, что наша труппа весьма жизнеспособна и может работать с самыми модными и известными режиссерами. Да, меня не все удовлетворяет в нашем театре, но об этом говорить не буду, поскольку в моем контракте есть строка, по которой я должен воздерживаться от негативных оценок в отношении Александринки. Скажу только, что это необыкновенный театр. Старейший, но живой и мобильный. Работа в этом году с Валерием Фокиным над "Ревизором", завоевавшим громкий зрительский успех, это доказывает.
Вскоре у нас должна появиться новая форма художественного руководства. Во главе, как локомотив, будет стоять Валерий Фокин. Театр сам просил Министерство культуры назначить этого замечательного режиссера. А кроме того, предполагается должность главного режиссера, которую займет Александр Галибин. Он хорошо знаком труппе Александринки. К тому же недавно он привел к серьезным творческим результатам один из крупных театров страны - новосибирский "Глобус". Все эти перемены, надеюсь, случатся в ближайшее время.
- Болезненный вопрос - Дом ветеранов сцены, о котором вы уже вскользь упомянули...
- Если государство поможет, вопрос решится быстро. Если нет, то процесс окажется длительным, но все равно сделаем все возможное, чтобы исправить положение. Мы спорим, отстаиваем свою позицию в Москве, поскольку Дом ветеранов - союзная собственность. Дом нуждается в реконструкции. Там летом нет горячей воды - это ужасно. Может быть, один из германских фондов поможет, и поставим тогда персональные водогреи. Хотелось бы, чтоб питание стало получше. На этот счет ведем переговоры с комитетом по социальной защите населения... Но все это не SOS. Меня гораздо больше волнует судьба наших ветеранов, которые живут вне этого дома, поскольку средств у них гораздо меньше...
- Грядет большое театральное событие - фестиваль "Золотая маска"...
- Да, идет напряженная подготовительная работа. Большая нагрузка ляжет на жюри, которому предстоит отсмотреть большое количество спектаклей, хороших и разных. К нам приедет вся театральная Россия. Жюри в основном состоит из петербуржцев - это дань уважения нашему юбилею. Правда, треть "масок" и раньше уезжала в Питер. Я большой патриот нашей питерской "провинции", которую на самом деле провинцией не считаю, ни в театральном и ни в каком другом смысле...