ЦМСЧ-122: "НЕТ ПРЕДЕЛОВ СОВЕРШЕНСТВУ"
Центральная медико-санитарная часть № 122 отметила тридцатилетие со дня создания. Это уникальное учреждение за свою недолгую историю превратилось в один из лучших медицинских центров города. Но почивать на лаврах здесь не собираются - ЦМСЧ-122 продолжает развиваться, совершенствовать систему оказания медицинских услуг и методы лечения. "Нет пределов совершенству", - считает начальник медсанчасти № 122, доктор медицинских наук Яков НАКАТИС.
- Яков Александрович, о ЦМСЧ-122 говорят как об уникальном учреждении, почему? Чем оно отличается от других больниц и поликлиник?
- Уникальность его была заложена еще в момент создания. 30 лет назад почти в пригороде была открыта поликлиника для спецконтингента с грифом "Секретно". Она была предназначена для лечения и профилактики профессиональных заболеваний работников атомной промышленности. А атомщики могли себе позволить пригласить на работу в свое учреждение врачей высшей квалификации (заработная плата здесь была на 25 процентов выше, чем в других медучреждениях города), дополнительно обучать в ординатуре врачей поликлиники, а потом и созданного при ней стационара - клиники имени Л. Соколова, которая тоже недавно отметила день рождения - 20-летие. Здесь всегда создавались условия для научной деятельности, и сейчас у нас более 50 кандидатов наук, 9 докторов наук. Практически все они защитились в ЦМСЧ-122. Большинство сотрудников работают со дня создания нашего учреждения, а, как известно, эффективность и качество лечения в любом медицинском учреждении зависят в первую очередь от людей - от их профессионализма и отношения к своей работе. Кроме того, в ЦМСЧ-122 всегда поликлиника и клиника были единым целым, то есть принцип преемственности - "амбулаторная служба - стационар", о необходимости которого только недавно заговорили медики, действует у нас уже двадцать лет.
- Благополучным прошлым могут похвастать многие специализированные клиники города. Но далеко не все они выстояли в кризисные 1990-е. А ЦМСЧ-122 к тому же наверняка стала жертвой конверсии, как подразделение атомпрома...
- Это были тяжелые времена. Клиника, которая была полной чашей, оказалась без достаточного финансирования. Число пациентов резко уменьшилось, зарплата сотрудников задерживалась. Заполнить пустующие койки и обеспечить работой медицинский персонал мы сумели, приняв игру, которую предложило государство. То есть начали развивать коммерческое направление деятельности клиники и вошли в систему обязательного медицинского страхования, то есть предложили свои медицинские услуги не только работникам предприятий атомной промышленности, но и горожанам. Время показало, что мы от этого решения выиграли. Сейчас мы лечим более 16 тысяч пациентов в год в клинике, а на амбулаторный прием к нам приходят более 1 тысячи пациентов в день. И это не предел.
- Сегодня 122-я медсанчасть - лидер по оказанию услуг в рамках внебюджетной деятельности. Зачем вам понадобилось входить в систему ОМС, ведь оплата за лечение из ТФОМС - минимальная?
- Качественно лечить может только тот врач, который оказывает не дорогую помощь, а эффективную. Может ли доктор лечить хорошо, если принимает 1-2 пациентов в день? В системе ОМС мы научились круглосуточно работать с пациентами, которых доставляет "скорая помощь". Наша клиника одна из первых в городе ввела круглосуточный режим работы диагностических служб. Если больной поступает к нам ночью, то никто не ждет начала рабочего дня, чтобы выяснить, с какой патологией он поступил, - к утру уже часть исследований готова, причем лечение начинается без задержек - есть все необходимые условия и лекарства.
Клиника рассчитана на 560 коек, наша задача - организовать работу так, чтобы они работали на полную мощность. То есть лечение должно быть интенсивным и качественным. Если больной поступает по экстренным показаниям, то немедленно выполняются все обследования и по необходимости - операция. Если пациент "плановый", то его направляет наша поликлиника, - в амбулаторных условиях больного готовят к операции, а после хирургического лечения и курса интенсивной терапии он снова выписывается в поликлинику. Не нужно занимать койкоместо, если осталось лишь снять швы, - это можно сделать и не в стационарных условиях. Послеоперационное наблюдение тоже ведется в поликлинике. Уверен, крупная больница не может эффективно работать без амбулаторной службы.
Наша задача сегодня - быстро поставить пациенту диагноз, приступить к лечению и вылечить. Если в начале 1990-х среднее время пребывания в больнице составляло 16 дней, то сейчас - 9. А качество лечения благодаря применению новейших методик намного улучшилось. И это в нынешних условиях очень важно, ведь если 10 лет назад половина пациентов обращалась к врачу за больничным листом, другая половина - за лечением, то сегодня абсолютно все приходят, только чтобы вылечиться.
А то, что у нас лечатся пациенты разного уровня обеспеченности, - это совершенно нормально. Мы зарабатываем деньги на тех, кто способен платить за медицинские услуги, и расходуем их на тех, кто поступает к нам с полисом ОМС. К сожалению, те больницы, что ориентируются только на государственное финансирование, фактически являются планово-убыточными. Я считаю, что в нынешних условиях этого уже не должно быть. Но медицина не может быть и источником сверхдоходов. Частные клиники - в большинстве своем - сегодня не окупаются, часть из них - просто "отмывание денег".
- Похоже, вы пришли к этому выводу одними из первых, начав сотрудничать со страховыми компаниями. Как сегодня складываются отношениями с системой добровольного медицинского страхования (ДМС)?
- Мы работаем со всеми 56 компаниями, действующими на петербургском рынке страхования, и с несколькими московскими ДМС. А разработанные нами стандарты качества оказания медицинской помощи они приобрели у нас и пользуются ими в своей работе с другими учреждениями.
- Вы опережаете время. Ведь сегодня еще не существует государственных стандартов качества медицинских услуг...
- Это наша собственная инициатива - своеобразный свод законов и правил на 300 страницах, которые медицинские работники обязуются выполнять и несут ответственность за их выполнение не только перед пациентом, но и перед страховой компанией. А вообще мы стараемся если не опережать время, то хотя бы идти в ногу с ним. Так, понимая, что одна из его очевидных примет - отсутствие у многих людей времени на лечение, мы не только его интенсифицируем. Мы первыми в городе создали палаты повышенной комфортности. Во время лечения пациент может пользоваться телефоном, факсом, интернетом, телевизором, быть в курсе всех интересующих его событий. Если человеку, наоборот, нужна домашняя обстановка, то и такие палаты у нас есть. По американской технологии (ЦМСЧ-122 входит в систему американских госпиталей и имеет право на лечение иностранцев) в каждом отделении клиники мы создали лучшие, или равные лучшим в городе, специализированные центры лечения эндометриоза, псориаза, гепатологии, эндокринной хирургии и другие. Кстати, впервые в стране мы в этом году проводим мастер-класс мирового уровня, на который приедут около 200 специалистов, выполняющих операции на щитовидной железе.
Мы во многом стали первопроходцами не только в городе, но и в стране, например, первыми создали лабораторию медицины сна, Центр здоровья женщины с уникальной философией лечения. Применяем самые современные методики лечения и профилактики, в том числе криотерапию, баротерапию, галокамеру и т. д. Перечислять можно до бесконечности.
- А с чего начиналось ваше сотрудничество с американскими госпиталями?
- История наших взаимоотношений относится к 1993 году, тогда мы начали сотрудничать с американским госпиталем в Луивилле. Причем мы не просили у заокеанских коллег дорогого оборудования и лекарств, мы решили, что лучшей помощью станет обучение. И не ошиблись - более ста специалистов прошли стажировку в Америке, из них - 40 медицинских сестер. Мы уверены, что именно медсестра - ключевая фигура в медицинским учреждении и ее квалификация не менее важна, чем уровень профессионализма врача. Более того, на некоторых отделениях мы ввели должность помощника медсестры: высококачественная медицинская услуга не может оказываться при дефиците персонала.
- Ваша медсанчасть едва ли не ежегодно создает новые службы, специализированные центры... Что в ближайших планах?
- Во-первых, надо совершенствовать организацию лечебного процесса. С нашим оснащением и высококвалифицированными сотрудниками мы можем вдвое увеличить число больных, пролеченных в стационаре. И в этом деле успех наполовину зависит именно от организации - скорости и эффективности диагностики и лечения.
Есть направления, которые надо развивать, например кардиохирургия. Мы разработали программу по кардиологии. На первом этапе создали центр лечения и диагностики атеросклероза и липидного заболевания, а также лабораторию ангиопластики. Чтобы приступить ко второму этапу - выполнению так называемых больших операций на сердце, надо приобрести оборудование. В ближайшее время это произойдет - Минатом включил нас в федеральную программу. Будем развивать детское направление. У нас есть педиатрическая служба при офисе врача семейной медицины, но этого недостаточно. Мы считаем, что наблюдать ребенка во "взрослом" медицинском учреждении необходимо для выявления генетических заболеваний.
И еще одна идея, которую мне очень хотелось бы воплотить, - создать модель клиники, которая принята в Европе. Там нет "одноруких" или, как говорят у нас, "узких" специалистов. Врач до обеда работает в клинике (если это хирург, то у операционного стола), а после обеда ведет амбулаторный прием. Но эта "перестройка" у нас еще впереди.