ЗАПЛАТИТ ЛИ БОГАТЫЙ ЗА БЕДНОГО?
Системе обязательного медицинского страхования в апреле исполняется 10 лет. Петербург стал первым субъектом Федерации, в котором руководство города на свой страх и риск ввело новую систему финансирования учреждений здравоохранения. Но несмотря на то что в 1993 году законодательство по ОМС было явно несовершенным, сегодня медики и чиновники здравоохранения признают: ОМС спасло отечественную медицину.
Система ОМС действует в Петербурге уже 10 лет, а с 1999 года схемы страхования работающего и неработающего населения приведены в соответствие с федеральным законодательством, но к реорганизации службы медицинской помощи в Петербурге так и не приступили. В новые экономические отношения система здравоохранения вошла в социалистическом виде. То есть медицинская помощь доступна, а вот право выбора врача и медучреждения, в котором человек хотел бы лечиться, на деле оказывается чаще всего декларацией.
Руководители Территориального фонда обязательного медицинского страхования накануне юбилея рапортуют: с 1999 года по 2002-й территориальная программа финансирования медицинских учреждений города выросла почти в 3 раза - с 1,3 млрд до 4,9 млрд рублей. Бюджет на этот год достиг 6,5 млрд рублей. Казалось бы - огромные деньги расходуются на медицину, но на деле и их оказывается недостаточно. ОМС покрывает расходы стационаров на две трети от необходимого, поликлиники - на четверть. При реальной стоимости койко-дня в больнице 526 рублей ТФОМС компенсирует 342. Задолженность страховых компаний медицинским учреждениям города за прошлый год составила 100 млн рублей. В результате по системе ОМС очередь на исследования на компьютерном томографе, например, расписана на полгода вперед, а если пациент соглашается их оплатить, то сможет сделать это в течение трех дней.
ТФОМС финансирует медицинские учреждения города через 25 страховых компаний. И именно страховщики говорят сегодня о том, что петербуржцы не знают своих прав, предусмотренных системой ОМС. Покорно отправляются за номерками в поликлинику к семи часам утра, а когда их не хватает, идут на прием к специалисту за плату, пусть и небольшую (в районных поликлиниках она редко превышает 100 рублей). Пациенты уже привыкли к тому, что многие лекарства в стационаре надо покупать самостоятельно, и безропотно приобретают даже копеечные физрастворы и лезвия для скальпелей, на которые в любой больнице уж точно должны найтись деньги. Неосведомленность о своих правах часто приводит к тому, что пациента, которого по экстренным показаниям надо оперировать, просят подписать договор на выполнение платной операции или приобретение дорогостоящих антибактериальных препаратов, которые, возможно, понадобятся в случае осложнения. На тот же случай рассчитаны и предложения госпитализированному больному купить полис с оговоркой, что следующая госпитализация будет бесплатной... Можно только посочувствовать людям, вынужденным пользоваться услугами медиков, заранее убежденных в том, что осложнения неизбежны или что повторная госпитализация не за горами.
И все-таки за последнее десятилетие петербуржцы стали более активно отстаивать свои права. Обращаемость в Управление организации защиты прав граждан растет. А как сообщает президент исследовательского центра "Независимая медико-юридическая экспертиза" Александр Балло, сейчас в судах общей юрисдикции в производстве находится 150 медицинских дел. И сколько бы ни жаловались медики на отсутствие денег, ни одно из них не было возбуждено по причине плохого финансирования учреждений здравоохранения. Всюду - профессиональные врачебные ошибки. Кому-то "недоназначили" лечение, кому-то "переназначили". А страховщики хоть и могут выступать на стороне пациента в суде, чаще всего делать этого не хотят. Более того, нередко вместе с лечебным учреждением страховые компании, по мнению Александра Балло, являются ответчиками - за некачественный контроль за лечением.
В качестве панацеи сегодня предлагается альтернатива: добровольное медицинское страхование. Оно действительно оказалось той палочкой-выручалочкой для больниц, поликлиник и диагностических центров в условиях хронического недофинансирования. "Но надеяться, что в ближайшем будущем каждый сможет обзавестись полисом ДМС, - это значит надеяться на чудо", - уверен начальник отдела перспективного развития и страховой медицины Федор Михайлов. Тем более, что ДМС охотно заключают корпоративные договора, где застрахованные - молодые сотрудники или относительно молодые. Индивидуальные договоры с пожилыми людьми не любят: разориться можно.
Накануне празднования 10-летнего юбилея системы ОМС правительство РФ намерено внести на рассмотрение Государственной думы законопроект "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Его необходимость объясняется просто - государственных гарантий в ОМС больше, чем денег на их выполнение. Предполагается, что будет введен новый порядок финансирования страхования неработающих пенсионеров. Фонд ОМС будет получать средства для оказания им медицинской помощи из федерального и местного бюджетов по 525 рублей на одного человека. Отрабатывать эту схему финансирования начнут в нескольких субъектах Федерации.
Однако многие положения проекта закона вызывают у профессионалов недоумение. Например, такие как утверждение единых тарифов на медицинские услуги по всей территории России. Возможно ли это в условиях, когда цены на товары и услуги, к примеру, в Норильске и Новгороде отличаются на порядок? Как прокомментировал концепцию реформирования системы ОМС Михаил Семенов - начальник управления организации защиты прав застрахованных граждан ТФОМС Петербурга, вопросы вызывает и та часть законопроекта, в которой речь идет о возможности выхода из ОМС предприятий, чтобы получить налоговые перерасчеты. Это смогут позволить себе только богатые корпорации, за счет взносов которых как раз и выполняется главный принцип ОМС: "Богатый платит за бедного, здоровый - за больного". В соответствии с новым законом обязательное медицинское страхование может оказаться вовсе не обязательным, если регион по каким-то причинам не заключит договор с Федеральным фондом ОМС. В этом случае неработающее население просто окажется исключенным из программы обязательного медицинского страхования.
Безусловно, реформирование системы финансирования отечественного здравоохранения неизбежно. Но когда реформа затевается "сверху", а "внизу" получают уже готовый закон, ничего хорошего получиться не может, в этом уверены практики - специалисты ОМС, ДМС и управленческих структур, задействованных в финансировании медицинских учреждений.