ЛЮДМИЛА ВЕРБИЦКАЯ: ЗА ГРАНИЦЕЙ ЗНАЮТ, ЧТО НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕЛУЧШЕЕ
Многие ректоры весьма пессимистично отзываются о процессах, которые происходят сегодня в российской высшей школе. Они скептически относятся к идеям модернизации образования, их пугает эксперимент с введением единого государственного экзамена, разделение вузов на ведущие и остальные, не достойные государственного внимания. Словом, настроение у большинства руководителей вузов довольно мрачное и скептическое. Поэтому разговор с Людмилой Вербицкой, ректором Санкт-Петербургского государственного университета, председателем Совета ректоров вузов Северо-Запада, я начала с не очень делового вопроса: я спросила Людмилу Алексеевну о ее настроении.
- Я оптимистка. Так что настроение у меня хорошее: я знаю, что российское образование - лучшее в Европе и в мире. И очень верю, что в конце концов наше правительство примет правильное решение и заявит о готовности войти в Болонский процесс. А это значит, что будущее образование единой Европы станет похожим на наше.
- Речь идет о том, что программы и учебные планы по специальностям в разных вузах разных стран должны максимально совпадать? В таком случае решится и вопрос признания наших дипломов за границей.
- Абсолютно верно. Участие в Болонском процессе необходимо, чтобы мобильность студентов была не на словах, а на деле, чтобы студент мог приехать в другую страну и в любой момент включиться в учебный процесс, чтобы можно было вовлекать студентов в международные научные исследования. Вообще, очень многое удастся сделать для студентов. Однако если мы и дальше будем чего-то ждать, убеждая друг друга в том, что мы - лучшие, и поэтому нам ничего делать не нужно, то просто опоздаем. Очень скоро будет решаться вопрос о необходимости вступления России в ВТО, но нас примут только после того, как мы изменим свою систему образования. И мы рискуем получить уже готовую модель, причем это будет плохое образование. Или, во всяком случае, хуже, чем сейчас.
- А если мы войдем в Болонский процесс, то у нас появится шанс сделать европейское образование похожим на наше? То есть мы их можем "перевоспитать"?
- Да, и чем раньше мы примем решение, тем больше у нас будет шансов. В Болонский процесс уже вошли 34 страны. Задача представителей этих стран - сформировать свои предложения по единой образовательной европейской системе на многие годы вперед. Поэтому чем раньше мы станем полноправными участниками этого процесса, тем успешнее будут наши стремления сделать все возможное, чтобы единое европейское образование было похожим на российское. Когда мы будем думать о едином образовании, то сможем по разным блокам сформировать учебные программы и общие планы. Мне кажется, у нас просто нет другого пути, потому что иначе худшая система образования станет "лучшей".
- Вы считаете, что России удастся столь значительно повлиять на результаты этого процесса?
- На самом деле наши зарубежные коллеги прекрасно понимают, что образование в России, опять повторяю, лучшее. И прислушиваются к нашему мнению. Например, если раньше все говорили, что бакалавриат должен длиться три года, а потом студент может поступать в магистратуру, то теперь, пообщавшись с нами, соглашаются, что эффективнее схема "4+2" - четыре года бакалавриата и два - магистратуры.
- Но вот министр образования Владимир Филиппов говорит, что нас "там" никто не ждет. В нас видят серьезных конкурентов и потому совершенно не рады вступлению России в Болонский процесс.
- Возможно, нас там действительно не очень ждут и нам не очень рады. Но вот в декабре на международном семинаре, проходившем в Университете и посвященном этим проблемам, эксперты из европейских стран, наоборот, предлагали разные пути облегчения этого процесса. А если сидеть сложа руки... Зачем же делать так, чтобы в конце концов они сами без нашего вмешательства все за нас решили? Надо быть настойчивыми, тем более что нет сомнения в том, что нас примут.
- Тогда какие препятствия вам кажутся существенными?
- Нет единства в ректорских кругах. Президент Союза ректоров Виктор Антонович Садовничий говорит, что мы в результате разрушим свою систему образования. Например, у нас две ученых степени, а в Европе - одна. Так давайте и там сделаем две - почему нет?
Учитывая все плюсы и минусы вступления в Болонский процесс, важно понять, что мы рискуем отстать, а этого допустить никак нельзя. Украина уже заявила о своем решении войти в Болонский процесс, такую же позицию занимает Туркменистан. Кстати, об этом на заседании рабочей группы справедливо напомнил заместитель министра образования по международным вопросам Никита Борисович Банцекин, когда проректор МГУ Александр Сидорчук заявил, что он, как председатель Евразийской ассоциации, должен думать в первую очередь о странах СНГ и с ними советоваться. Что ж, советоваться можно, только наши коллеги по СНГ это решение, как видите, принимают самостоятельно.
И я очень надеюсь, что вопрос будет обсуждаться на заседании правительства России. Форум, посвященный Болонскому процессу, состоится в Берлине в октябре. Значит, летом это решение должно быть принято.
- Однако единства в ректорских кругах нет не только в этом вопросе. Например, у многих вызывает тревогу перспектива введения единого государственного экзамена.
- Меня радует, что все поиски новых форм подведения итогов в школе, правил приема в вузы, сроков обучения в школе - пока всего лишь эксперимент. Владимир Путин на заседании Государственного совета в прошлом году сказал, что нужно, чтобы эксперимент продолжался 2-3 года, и только потом следует подвести итоги и решить, как быть дальше. И пока никто не торопится делать скоропалительные выводы.
Если бы ЕГЭ действительно дал равный доступ всем к высшему образованию, я бы его только приветствовала. Была бы счастлива, если бы могла по результатам экзамена принять студентов и в июле уйти в отпуск. Если бы не надо было беседовать с родителями, присутствовать на апелляциях... Но тесты не выявляют уровня знаний, особенно по гуманитарным предметам. Да и нет уверенности в том, что результаты экзаменов действительно отражают истинные знания ребят. Министр образования обвиняет ректоров в коррупции и взятках, а где гарантия, что единые экзамены будет проводить объективная комиссия?
- А мне кажется, что создание равных возможностей вообще начинается с другого. С повышения зарплаты учителям, чтобы настоящие профессионалы не уходили из школы. С создания нормальных условий для сельской школы - чтобы дети в деревне получали образование на таком же уровне, как в больших городах. Ведь иначе все равно эти абитуриенты не смогут составить конкуренцию выпускникам столичных школ, пусть даже экзамены будут проходить в форме тестов.
- Поэтому и необходимо тщательно проанализировать результаты эксперимента. А вот финансирование вузов по системе ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) сейчас даже не обсуждается, так как проект был очень слабый и непродуманный. Что же касается ведущих вузов, то проект этого положения отвергли на заседании коллегии Союза ректоров. Предполагалось назвать ведущими около сотни высших учебных заведений - а какие же они тогда ведущие? Решили в результате, что в эту категорию попадут не больше 30 вузов, а остальным придется доказать, что они - лидеры в определенном направлении. Например, что какой-то университет является самым сильным в области дистантного образования, информационных технологий или исследования почвы.
- Но нередко приходится слышать, что в таком научно-образовательном центре, как Петербург, все вузы должны быть признаны ведущими, так как в каждом созданы уникальные научные школы.
- Мне кажется, сегодня нет никаких оснований считать, что все 45 петербургских вузов абсолютно равны с точки зрения качества подготовки специалистов, мирового авторитета и конкурентоспособности.
- Людмила Алексеевна, как Университет будет участвовать в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга? Планируются ли какие-то визиты, встречи?
- Безусловно. Например, Джордж Сорос, который приедет на юбилей, высказал пожелание посетить Университет. В середине мая будем отмечать 10-летие Французского колледжа. Пройдут различные встречи и 30-31 мая. Думаю, чем ближе к юбилею, тем больше будет возникать самых разных идей и предложений.
- То есть жизнь в Университете с каждым днем будет становиться все интенсивнее?
- Нам к этому не привыкать. У нас всегда так. Но действительно, дел возникает все больше, и график становится все более напряженным...
- Так у вас столько обязанностей! Причем любая вновь созданная организация обязательно хочет видеть вас председателем.
- Я сейчас стала уже отказываться - чересчур много предложений. Вот предложили вдруг возглавить какой-то комитет защиты достоинства человека. Спрашиваю: а вы можете мне объяснить, чем он будет заниматься? Не смогли.
- Людмила Алексеевна, а в женские организации вас зовут?
- Постоянно. Но я отказываюсь. Если честно, то не понимаю, что такое женское движение и зачем нужно объединяться по половому признаку. Действительно, женщине сложнее сделать карьеру, потому что надо вырастить детей, а мужья не часто готовы взять на себя большую часть семейных обязанностей. К тому же у абсолютного большинства мужчин преобладает сознание, что умная женщина - это просто редкость. И все-таки я совершенно не разделяю позицию европейских и американских женщин, которые довели идею равенства до абсурда, когда мужчина не может подать женщине руку или открыть дверь. О каких равных правах идет речь? О праве мостить улицу?
В любом случае у женщины должен быть свой круг обязанностей, а у мужчины - свой. Конечно, она может водить самолет, если захочет. А камни таскать не обязательно. Но ведь у нас все наоборот: руководить будут мужчины, а женщины - выполнять самую тяжелую работу.
- Кстати, о тяжелой работе. В России всего три ректора государственных вузов - женщины, хотя образование - самая женская сфера деятельности в нашей стране. Но зато большинство частных институтов возглавляют именно женщины.
- В этом как раз нет ничего удивительного. Сегодня женщины гораздо более инициативные, энергичные, целеустремленные. Они получили хорошее образование, у них достаточно знаний в области юриспруденции и экономики - без этого нельзя создать частный университет. Посмотрите, сколько интересных и успешных женщин появляется в бизнесе. В государственном секторе женщине гораздо сложнее доказать свою компетентность. Когда я первый раз участвовала в выборах на пост ректора, приходилось слышать злобное: "Неужели Университет бабе отдадите?" Поэтому оказывается легче создать частный вуз: там женщина не зависит от чужого одобрения и утверждения, и для успеха достаточно собственной инициативы, опыта и готовности очень много работать.
поздравляем!
7 марта ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая избрана Почетным доктором Болонского университета. Решение о присвоении высокого звания, принятое ученым советом Болонского университета, по традиции одобрено правительством Италии.
Болонский университет сегодня - символ международной деятельности, направленной на построение стандартов европейского образования. СПбГУ выступил с инициативой активного включения России в Болонский процесс. На базе Университета решено создать совместную рабочую группу с участием ведущих вузов РФ и общественных организаций для ускорения присоединения России к Болонскому процессу.