ВЛАДИМИР АДЖАМОВ: НАДОЕЛО ТУПО ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ!
Есть мнение, что достаточно один раз увидеть Владимира Аджамова на сцене, чтобы "отныне и навсегда" стать его поклонником. Такова сила таланта и мощнейшая энергетика этого удивительного человека. Раньше он блистал на сцене Театра оперы и балета имени Мусоргского. А теперь...
В Молодежном театре на Фонтанке прошла очередная премьера, которую представило творческое объединение "Летящий во времени". Поклонники современного балета смогли оценить феерическое действо с символическим названием "Дорога к себе". Хореографу Леониду Лебедеву удалось поставить красивую философскую притчу о поисках самого себя, человеческих страстях и, конечно же, о любви. Этническая музыка лишь усилила впечатления от чувственной и эмоциональной пластики звездного дуэта - Елены Гриневой и Владимира Аджамова. Во второй части зрителей ждала своего рода "солянка". Новые работы Ю. Петухова, В. Карелина, М. Большаковой и других известных хореографов сменяли друг друга, поражая своей непохожестью и своеобразием.
После премьеры захотелось "перейти на личности". То есть основательно и подробно поговорить с теми людьми, благодаря которым все это, собственно, и получилось.
- Владимир, вот уже третий год, как вы являетесь художественным руководителем творческого объединения "Летящий во времени". Скажите, откуда появилась идея создания подобного проекта? Была какая-то предыстория?
- Сейчас уже трудно сказать... Возможно, я тогда просто обозлился. Как раз года два с половиной назад я понял, что мне надоело все время танцевать одно и то же. Надоело тупо зарабатывать деньги. Захотелось чего-то нового. Делать авторские спектакли и прочее... Мне повезло - рядом оказались люди, которые думали приблизительно в этом же направлении. Сначала все мы работали на голом энтузиазме: денег особых не было. Продавали собственные машины, для того чтобы вложить вырученные средства в тот или иной спектакль, - было и такое... Потом, конечно, все встало на свои места.
- Откуда берутся средства на новые постановки? Государство выделяет или все-таки больше спонсоры?
- Искусство вообще очень зависимо от государства. И никуда от этого не денешься. Мне, кстати, очень нравится приводить в пример один исторический факт: в Древних Афинах правительство оплачивало своим гражданам вход в театры, если у людей не было на это денег. Таким образом формировался культурный уровень общества... Сегодня в России начинают появляться крупные промышленники и предприниматели, которые готовы безвозмездно вкладывать деньги в искусство. Меценаты, одним словом. В общем, у нас выработалась своего рода концепция: объединение "Летящий во времени" - это центр единения государственности, культуры и меценатства.
- В чем заключается главная цель вашего творческого объединения?
- Основная задача проекта - собрать вокруг себя интересных людей, способных к созиданию. Также мы хотим помочь продвинуться молодым и талантливым. Ведь сегодня очень часто получается так, что одаренные, но нераскрученные, полные творческих сил артисты не имеют выходов на зрителя. Не говоря уже о телевидении или прессе.
- А что у нас действительно много молодых талантов?
- Разумеется. Только, если честно, о большинстве из них просто не знают. Вот скажите, много вы можете назвать новых звезд современного балета? Дай Бог, если вспомните три-четыре фамилии. А между тем только в одном Мариинском театре каждая балерина - яркая личность и индивидуальность.
- 24 марта петербуржцы смогут вновь увидеть вас в роли Нижинского. Не секрет, что балет-спектакль "Трагедия русского фавна" уже стал для вас чем-то вроде визитной карточки... А как он создавался?
- Ряд мастеров, каждый в своей области искусства, в один прекрасный момент решили попробовать сотворить нечто сообща. Если быть более конкретным, то это хореограф Владимир Карелин, сценарист Юрий Ломовцев, художник по костюмам Ника Велегжанинова, ну и мы с замечательными артистами Еленой Гриневой и Юрием Петуховым. Потом уже к нам присоединились ребята из театра "Буфф" - Ольга Павловец и Сергей Славин. В результате такого творческого коктейля у нас получилось то, что получилось. Каждый из нас внес свой вклад в историю о великом русском танцовщике.
- По ходу действия "Фавна" со сцены читаются стихи Нижинского. Вы все время говорите о некоем синтезе в искусстве... И все-таки, с точки зрения обывателя, танец и, скажем, живопись или поэзия - совершенно разные вещи...
- Да нет, ничего подобного. Тот же балет - уже собирательная форма. В одном спектакле всегда задействованы художники-декораторы, композиторы, хореографы, артисты. Все эти составляющие гармонично дополняют друг друга. В России первые авторские спектакли стали ставиться в царские времена. До этого просто не было прецедента, чтобы композитор сочинял музыку специально для балета. А декорации для танцевальных постановок оформляли такие знаменитые художники, как Коровин, Васнецов, Рерих... Взять хотя бы знаменитые "Русские сезоны", когда публика приходила не только посмотреть на искусство танцовщиков, но также и получить эстетическое удовольствие от музыки или потрясающе выполненных декораций...
- То есть получается, вы не изобрели ничего нового?
- А зачем, если все это уже было до нас. Наша задача - восстановить и продолжить хорошую традицию. Мы объединяем много талантливых людей, а на этом фоне, естественно, попутно возникают какие-то взаимные творческие или, скажем, коммерческие точки соприкосновения. Личные контакты, дружба... Одно другому не только не мешает, но и обогащает. Богемные тусовки они хороши, но только, на мой взгляд, кроме общения талантливых людей должны связывать и взаимные творческие интересы. Тем более что сейчас ситуация в стране изменилась - появилась возможность заняться чем-то для души...
- А что, действительно появилась такая возможность?
- Да, конечно. Вы вспомните что творилось в те же постперестроечные годы! Нужно было выживать. Каждый старался как можно больше заработать; все сами по себе... И мы до сих пор пожинаем плоды того времени. Особенно это ощущается, когда выезжаешь на гастроли по стране. Сталкиваешься с тем, что народ уже привык к разного рода "халтурам" и не верит, что кто-то готов привезти в провинцию полноценную работу. А ведь только в подобных поездках художник может получить истинное представление о том, насколько удался или нет его новый проект. Парадокс, но глубинка очень хорошо отражает суть центра. Дома ты варишься в собственном соку, чего-то не замечаешь, происходит своего рода застой...
- Вас считают одним из ярчайших представителей петербургского модерна в хореографии. А как же классика? Неужели все это уже вчерашний день?
- Классика потому и является классикой, что она вечная. Любой танцовщик должен уметь работать в этом стиле, в этом измерении. Это основы профессионализма. Только на такой базе можно построить что-то новое. Так работали Нижинский, Фокин, Мясин, Баланчин - всех и не перечислишь. Другое дело, что уже потом классические элементы могут переходить на создание современного танца и наоборот. То есть происходит своего рода обмен, но никоим образом не отрицание классической школы.
- Можете охарактеризовать современного зрителя?
- Если говорить о стационарных театрах, то еще лет пять назад в зрительском зале сидели практически одни туристы. Потом появились новые русские, которые имели возможность покупать билеты за сумасшедшие деньги. Сегодня все вроде бы потихоньку возвращается на круги своя. В обществе вновь наблюдается стремление к духовным ценностям. Плохо, что современный зритель ходит не на конкретного артиста, а на спектакль. Идут на то же "Лебединое озеро" как бы для галочки. Мол, был на балете, значит, культурный человек. С другой стороны, не может не радовать, что в театры вновь потянулась молодежь. Не все подряд, конечно, а определенная часть. Но это вполне естественно: настоящее искусство никогда не было массовым явлением.