НА ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ МЫ НЕ ЧУЖИЕ

Cегодня международный день театра

Петербург всегда был интернациональной, международной театральной столицей. Можно сказать, почти со дня основания, во всяком случае, с первых десятилетий. Петр I приглашал в новую столицу немецких комедиантов, а его родная сестра царевна Наталия Алексеевна в 1714 году устроила в Петербурге первый регулярный публичный театр. Театральную эстафету подхватила императрица Анна Иоанновна. Она поставила дело на широкую ногу, и к ее двору потянулись лицедеи из Италии, Германии, Франции. Причем это были, как правило, не какие-нибудь второсортные, а лучшие оперные, драматические и балетные труппы Европы. Веселая императрица Елизавета Петровна уж и вовсе не представляла свою жизнь и жизнь своих подданных без "феатральных представлений", а потому в 1756 году издала Указ о создании в столице первого профессионального российского театра. А Екатерина II, кроме других своих способностей, была еще и драматургом на троне и к театру относилась не просто серьезно, а почти благоговейно. Любила повторять: "Театр - школа народная. Я - первый учитель в этой школе и за нее мой ответ Богу". Побывавшая в 1806 году в Петербурге французская актриса Фюзи писала о тогдашней сцене: "Спектакли блестящи и залы великолепны. Французские танцовщики, немецкие и итальянские певцы проявляют там свои таланты". И на протяжении всего ХIХ века на императорской петербургской сцене продолжали вдохновенно творить французские, немецкие и итальянские актеры. Причем с началом войны с Наполеоном актеров вражеской страны не расстреляли и не упекли в Сибирь, а всего лишь на время прекратили их спектакли. Но вскоре после завершения войны представления блестящей петербургской французской труппы возобновились. Что уж говорить о начале ХХ века! Тут калейдоскоп всего мирового театра. В российской столице выступают японские, украинские, польские, еврейские труппы. В 1900 году например, в Петербурге дают свои спектакли американская оперетта и сиамский балет... Даже в суровые советские времена приток иностранных гастрольных коллективов не иссякал. Старые театралы помнят, что творилось на спектаклях Питера Брука, Жана-Луи Барро или Франко Дзеффирелли. Словом, доказательств того неоспоримого факта, что Петербург на протяжении всей своей истории всегда оставался еще и театральной столицей, более чем достаточно. Прибавим к этому сегодняшний день, когда в нашем городе работает Малый драматический, единственный в России театр, удостоенный высокого титула "Театр Европы", а несколько театров, успешно начинавших на берегах Невы, получили постоянную европейскую прописку. Да и вообще после относительного затишья начала 90-х в наших театральных залах снова полно, даже в самых маленьких и не именитых. Несмотря на мощнейшую конкуренцию шоу-бизнеса, телевидения, кинематографа, видеоиндустрии, глобальной сети, старомодный, но вечно живой театр живет себе, как будто не замечая своих грозных соперников. Поэтому отмечаемый сегодня Международный день театра - это вполне наш, петербургский праздник. К тому же он совпал - понятно, не случайно - с торжественным открытием фестиваля главной национальной театральной премии "Золотая маска", которое состоится сегодня в Александринском театре. Говорят, билеты на самые лакомые спектакли "Золотой маски" разлетелись в несколько дней. Зазевавшимся на спектакли Гришковца или Гинкаса можно надеяться только на чудо лишнего билетика.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.