ЕГО ЗВЕЗДА ЕЩЕ ГОРИТ

28 марта исполнилось 70 лет известному российскому кинорежиссеру Александру Митте

Мало кому известен тот факт, что нынешний юбиляр был учителем в кино... Гарика Сукачева. Именно к нему пришел на учебу герой московских окраин и отчаянный рокер шпанистого вида. Но именно Александр Наумович Митта честно признался абитуриенту в том, что вряд ли так уж и может чему-нибудь научить жаждущего профессиональных знаний юношу. Дело тем не менее кончилось тем, что Сукачеву было разрешено посещать занятия по режиссуре в качестве вольнослушателя. И все же ученик и учитель оказались достойными друг друга. Митта сам был прилежным учеником классика советской кинорежиссуры - Михаила Ромма. Выпускник ВГИКа вступил в наше кино в пору "оттепели" и потому мог без особой оглядки назад говорить с экрана о том, что считал нужным, и так, как считал нужным. Но настоящий Митта случился в качестве режиссера тогда, когда взялся за сценарий Александра Володина, из которого выросла пронзительная по искренности и тревожная по мысли картина "Звонят, откройте дверь!". Честная пионерка, которую играла юная Лена Проклова, пыталась жить по совести и по правде, без лжи и фальши. В середине 60-х годов прошлого века об этом еще можно было мечтать. Конец 60-х поставил эту возможность под сомнение. Митта попытался быть таким же искренним в следующей своей картине - "Гори, гори, моя звезда!", когда рассказывал о революционном энтузиазме Искремаса (Олег Табаков) в деле реформы искусства зрелищ. Тогда-то и случился спор у героя с трактирщиком Пашей (Евгений Леонов), который утверждал, что без зрелищ невысокого толка народу не прожить так же, как без водки и хлеба. Митта попытался в 70-е годы подыграть подобным вкусам в японо-советской мелодраме "Москва, любовь моя". Затем была реализована идея лубочно-аллюзионного "Сказа про то, как царь Петр арапа женил". А вот дальше случилось то, что и должно было случиться. Митта в 1980 году поставил "Экипаж". Нынче, когда компьютерные чудеса стали столь же обычны, как монтажная склейка, эффекты первого советского фильма-катастрофы выглядят, быть может, и не столь впечатляюще. Зато есть в этой картине то, что заставляет смотреть на нее безотрывно вновь и вновь, - людские характеры и высококлассная драматургия. 80 миллионов зрителей в кинозалах страны - только в первый год показа "Экипажа". Кстати, в один год с фильмом Меньшова "Москва слезам не верит". Безусловно, владея востребованными у публики жанрами, Митта мог позволить себе и немного пофилософствовать, как сделал он это в "Сказке странствий". Потом возникал то очередной японо-советский проект вроде драмы "Шаг", то модная дань времени - "Затерянный в Сибири". А дальше невозможность создавать то кино, которое ему хотелось, привела к временному отъезду из страны за океан, на преподавательскую работу. Вернувшийся в Россию Александр Наумович неожиданно для многих представителей молодого поколения попал в модное течение сериальной мысли, сняв телесериал "Граница", чуть позже ставший популярным и удостоенный Государственной премии России. Сериал превратился в "Таежный роман". Иногда его дерзость оказывается стопроцентно удачной, иногда режиссер расходится с тем, что ждет от него публика. Но и сделанного юбиляром достаточно, чтобы признать в Александре Наумовиче талант кинематографиста и незаурядную личность. Однажды зажженная им звезда по-прежнему сияет на небесах. Ее отсвет вы обнаружите практически в любой картине Митты. Особенно в тех, которые обожает наше ТВ и наши зрители.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.