ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ МАРШ ДЛЯ "ЗОЛОТОЙ МАСКИ"
Официальные церемонии у нас редко получаются яркими, живыми и запоминающимися. Оно и понятно - тут приходится совмещать несовместимые вещи: пространные речи начальственных персон, фанфары и гимны хоть с какой-нибудь живостью и интересом для публики. И публика давно уже привыкла к непременной тоскливости подобных мероприятий. Но от церемонии открытия фестиваля "Золотая маска", состоявшейся 27-го, в Международный день театра, в Александринском театре все-таки ждали чего-то необычайного.
Основания для таких ожиданий имелись. Главный театральный конкурс, проходивший уже восемь раз в Москве, нынче в связи с нашим 300-летием проводится в городе на Неве. Более 40 спектаклей из 13 городов, признанных лучшими, приедут нынче в Петербург. Какие актеры, режиссеры, художники - цвет театральной России! Рекламная кампания такого грандиозного события была развернута чуть ли не за полгода и шла по нарастающей.
Поэтому еще до начала в зале и фойе Александринки ощущался праздничный подъем - начальствующие лица, улыбки и объятия театральной публики и курсанты Суворовского училища, стоящие навытяжку у входа на главную лестницу, - все свидетельствовало о неординарности предстоящей церемонии.
...Впечатление усилили мальчики-нахимовцы, барабанщики, стоящие на сцене перед знаменитым занавесом. Барабанная дробь... взлетает занавес... поплыл сценический круг... На нем военный оркестр, актеры в сценических костюмах, девочки-балерины. И все это двигается, и гремят военные трубы. Союз искусства и воинской славы, большой державный стиль, вполне соответствующий стилю бывшего императорского театра. Можно любить или не любить этот стиль, но отказать ему в особой торжественности и стати невозможно. А потом на экранах, причудливо повешенных над сценой, замелькали кадры летящего по рельсам поезда - "Золотая маска" мчится в Петербург. И все вместе - кадры и сценическое действие - создали образ праздника, в котором перемешались традиции и современность, даже сиюминутность.
А потом под аплодисменты зала на сцену вышла любимица обеих столиц - Алиса Фрейндлих. Она села на высокий табурет, который назвала троном, и, непринужденно болтая ногами, мгновенно, что называется, взяла зрительный зал, сняв весь пафос вступления и подготовив очаровательную интермедию-импровизацию - небольшой экскурс в историю Александринки, которую провел профессор Александр Чепуров.
Увы, на этом все свежее и оригинальное в церемонии закончилось. Дальше началось "как всегда" - плохо срепетированная, тягучая не то лекция по истории ленинградского театра, не то официозный концерт. Трудно сказать, чего не хватило постановщику церемонии Андрею Могучему - времени, репетиций, хорошего сценария... Жаль, что торжественные церемонии бывают только один раз и нельзя ничего доработать и исправить.
Но с этим можно смириться, поскольку главное - сам фестиваль "Золотая маска" впереди и нам наверняка предстоят сильные художественные впечатления.