ЕСЛИ ВЫ, КОНЕЧНО, ПОМНИТЕ...
Ялта. Пляж. Требовательные крики чаек. Ласковые, знакомые ощущения (если вы, конечно, помните). Из-за края дощатого помоста выныривают три клоуна и клоунесса в полосатых купальниках. "Жизнь прекрасна!" - вопят клоуны и тут же получают по зубам: один - изящной женской ножкой, другой - изящной женской ручкой. Сергей Бархин разместил зрителей и Ялту с Ореандой между небом и землей или, говоря попросту, на балконе большого зала, а режиссер Кама Гинкас поместил нас между драмой и фарсом. Вот так, в "междуцарствии", мы и кувыркаемся вместе с коверными.
Гуров, из тройки клоунов, (Игорь Гордин) совсем не похож на благородного и очень серьезного Алексея Баталова из фильма "Дама с собачкой" (если вы, конечно, помните). И Анна Сергеевна (Юлия Свежакова) тоже не имеет ничего общего с той воздушной дамой Ии Савиной. Нескладный мужчина и рыжеволосая простая женщина из 2003 года милы своей обыкновенностью. Хохочут, откровенно хотят друг друга, и лишь после того, как Гуров очертил струйкой песка магический контур возлюбленной, мимолетное курортное увлечение перешло в сферу необъяснимого.
Поначалу игра с зонтиком спешила за игрой с тазиком, и вдруг - звериный, голодный крик отъезжающей Анны: "Дайте я погляжу на вас!" Клоуну легко: захотел и прыгнул в море с кирпичом, а человеку надо мучиться. Безысходная любовь, родившаяся от скуки, пустяка, - как от нее вылечиться! (Вопрос не праздный, если вы, конечно, помните свою последнюю влюбленность.) Режиссер и актеры явно помнят.
"Дама с собачкой" - может быть, самое светлое сценическое создание Камы Гинкаса. В нем отразилась горечь и радость жизни, в нем искренность спаяна с виртуозной проработкой отдельного жеста и композиции в целом. Каждое авторское слово нашло свое место, приобрело неожиданный смысл, и, кроме того, подтекст оказался вынесен на поверхность. Трагикомизм человеческой жизни обрисован, как ни странно для саркастичного режиссера, с нежным сочувствием, в формах лирического гротеска. "Спектакль о диалектике счастья и несчастья" - звучит умозрительно, хотя "Дама" действительно об этом. А в реальности театрального действия все конкретно, по-веселому печально, узнаваемо - остаться равнодушным никак нельзя (если, конечно, вы не совсем зацементировались от склероза). Да, наше существование абсурдно и жестоко, но выходишь из театра, почему-то с удовлетворением мурлыкая простенькое танго, сочиненное Леонидом Десятниковым.