ВЕСЕЛЬЧАКИ ИЗ ТЕАТРА "БУФФ"

Примерно такое происшествие случилось тут недавно с постановкой известной пьесы бразильца Фигейредо "Лиса и виноград" (или "Эзоп"). К афише этого театра она имеет как будто довольно отдаленное касательство. Старожилы вспоминали давние спектакли "Эзопа" в театре славного Товстоногова - сперва с Виталием Полицеймако и Ниной Ольхиной, потом с Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. БДТ подымался там на подступы к трагедии. Но причем здесь "Буфф"?.. Нет надобности скрывать: опасения всплывали у многих по пути на премьеру режиссера Исаака Штокбанта.

Сказать, что вопросы рассеялись целиком, когда занавес опустился, было бы не совсем справедливо. Нет, и буффонады не оказалось, и до БДТ местами не дотягивали, конечно. Особенно там, где пробовали показать по-своему палачей свободы, то есть комиковать. Живей всех по части комического оказалась как раз юная рабыня Мели - ее переливчато-беззаботно сыграла Екатерина Груца. Оправданием рискованной пробы сил, победой творческого эксперимента стал раб Эзоп. Сергей Магиленич играет в этой роли человека интеллектуального обаяния, таланта и воли, перешагнувшего через искус любви к женщине во имя любви - к свободе. Сложный образ, трудный выбор, крутые повороты чувств... Но уже одна эта актерская удача оправдывает "измену" театра своей вывеске, подтверждает, что не случайно и иные прежние его спектакли раздвигали рамки избранного здесь главного жанра. Можно вспомнить хотя бы такие постановки того же Штокбанта, как "Мандрагора" Н. Макиавелли, "Идеальный муж" О. Уайльда... Молодая труппа много пользы получает для себя от таких неожиданных встреч. Инструменты оркестра настраиваются в свободном диапазоне. А это естественным путем отзывается и в ведомстве буффонады. Новая работа театра возвращает нас как раз к чистейшей буффонаде, начиненной музыкой, танцами, пением, мгновенными перевоплощениями актеров и всякими смешными трюками эксцентриады - причем хорошего вкуса и отменного мастерства. Настраивает на улыбку уже название представленной здесь пьесы Алена Вернье "Бесконечные ноги любви". Почему - ноги? Только под занавес актеры, сбросив маски, сами, наконец, спрашивают об этом режиссера Владимира Глазкова (он же их ведущий партнер по сцене). И тот невнятно, запинаясь, рассуждает о возможной опечатке: похоже, надо бы читать не "ноги", а "ночи" любви. Слушать без смеха это нельзя. Глазков вообще массу изобретательности вложил в происходящее на сцене. Тут много персонажей - и всего три исполнителя, состязающихся в виртуозных обманах. Каждый сам не прочь блеснуть перед остальными, чтобы весело их околпачить. Это ничуть не нарушает единства действия: ведь ансамбль строится именно с таким расчетом. Составная часть шоу-мюзикла - ступеньки эстрады в недалекой глубине сцены. Собственно, там представление и начинается. Глазков - Жорж Колоярский, спускаясь и вздымаясь по ступенькам, отчеканивает чечетку вприпрыжку с залихватским эстрадным пошибом. Вслед за ним совсем молодая прима Анна Багмет (ее и сейчас можно видеть во главе исполнителей студенческого спектакля этого театра "Репетиция на бис") предъявляет свои отличные данные актрисы, танцовщицы и вокалистки. Причем, как говаривал еще незабвенный Салтыков-Щедрин, "не скупится ноги задирать... канканируя на краю бездны". И тут - еще одно веселое оправдание перепутанного названия спектакля: звучащие там слова комического героя о том, что "твои ноги уходят за горизонт моего воображения". По сути дела, три акта спектакля (они идут только с одним антрактом) - это три пьески. Два персонажа, при всех беспечных преображениях и переодеваниях (а костюмы Светланы Левандовской и ее мастеров превосходны!), - одни и те же: Ирина и Жорж Колоярские. Третий участник действия-игры, Евгений Александров, в каждой из пьес играет разных авантюристов - американца, итальянца, француза. Это не мешает и ему - особенно в третьей пьесе - носить и сбрасывать с себя разные, даже противоположные, обличья. Впрочем, стычки не мешают исполнителям завершить свой спектакль дружным фокстротом втроем. Невеликодушно было бы взяться тут за пересказ занимательного зрелища, его бессчетных эффектов. Все это надо увидеть самим. Да, надо и стоит увидеть. Потому что театр "Буфф", многое испробовав и многого достигнув, возвращается к себе самому. И это ничуть не огорчительно для нас. Напротив - приносит истинную радость. Надо полагать, блеск веселого зрелища не потускнеет и на гастрольных площадках.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.