МОРЯКИ БУДУЩЕГО

Атомная подводная лодка "Комсомолец" затонула в Норвежском море 7 апреля 1989 года. "Комсомолец" потерпел катастрофу на 37-е сутки своего третьего похода. Пожар, вспыхнувший в седьмом отсеке (в это время лодка находилась на глубине 386 метров), заставил лодку всплыть на поверхность. Однако попытки экипажа ликвидировать аварию не увенчались успехом. Через шесть часов лодка опрокинулась на корму и затонула, унеся жизни 42 членов экипажа. Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ день 7 апреля был установлен Днем памяти погибших подводников.

Вчера в Петербурге прошли торжественные мероприятия, посвященные этому дню. В Николо-Богоявленском соборе отслужена панихида, также траурные богослужения прошли в Соборной мечети. Затем оставшиеся в живых члены экипажа "Комсомольца", друзья и родственники погибших возложили цветы на Серафимовском кладбище, где похоронены командир "Комсомольца" капитан I ранга Евгений Ванин, старший помощник командира капитан II ранга Олег Аванесов и инженер электротехнической группы старший лейтенант Сергей Марков. Сегодня нелишним будет вспомнить, какие имена связаны с началом славной истории российского подводного флота. Подводное кораблестроение в России начинается с петровских времен - от "потаенного судна", сооруженного крестьянином Ефимом Никоновым в 1724-1727 гг. Затем, в 1829 г., К. Черновский, а в 1831 г. - А. Подолецкий оформляли проекты своих подводных судов, однако они, как и два более поздних проекта Н. Спиридонова и А. Титкова, были отклонены. В 1834 году по проекту К. А. Шильдера была построена первая в России железная подводная лодка. Она погружалась на глубину 13 метров, имела оптические приборы наблюдения (подобие перископа). В 1855 году по проекту В. Бауэра была построена железная подводная лодка "Морской черт" с экипажем из 8 матросов и одного офицера. В 1866 г. - субмарина по проекту И. Ф. Александровского, первая в России с механическим двигателем, работающим на сжатом воздухе. С. К. Джевецкий разработал в 1879 году типовой проект одноместной ПЛ, длиной около 5 м, с педальным двигателем, которых было построено до 1881 г. 50 единиц. Эра подводных лодок приближалась. В битву за освоение подводного пространства в 1901 году вступили И. Т. Бубнов (ВМА), И. С. Горюнов и М. Н. Беклемишев, разработавшие первую русскую боевую подводную лодку "Дельфин". В 1908 году по проекту академика И. Т. Бубнова (ВМА) была спущена первая в мире ПЛ с дизельным двигателем, а в 1912-м - первый в мире подводный минный заградитель "Краб" (проект М. П. Налетова). Время расцвета подлодок связано с именем Э. Н. Щенсновича. Он был горячим сторонником создания могучего подводного флота. Его не убеждали возражения адмирала А. В. Колчака, академика А. Д. Бубнова, германского адмирала фон Тирпица. Об авторитете Щенсновича как моряка говорит тот факт, что художник-маринист В. Верещагин, погибший вместе с адмиралом Макаровым на броненосце "Петропавловск" 31 марта 1904 г., однажды снял с себя наградной Георгиевский крест и прикрепил его Эдуарду Николаевичу. Группа офицеров флота Н. М. Кржижановский, И. И. Ризнич, М. Тьедер, В. Ф. Дудкин, В. А. Подерни, М. П. Налетов вместе с Щенсновичем настойчиво считали, что "подводники - это моряки будущего". Именно Щенснович организовал первый учебный подводный отряд на Балтике, базировавшийся в Либаве (Лиепая). Питомцы отряда учились не в классах, а на подводных лодках. При отряде был сооружен бассейн для стоянки и ремонта 20 лодок, пирсы для причаливания, использовали учебный корабль "Хабаровск" для обеспечения боевых стрельб и т. д. Смерть Эдуарда Николаевича Щенсновича в 1911 году явилась тяжелой потерей для флота России. Но уже один из его сподвижников, старший лейтенант Иван Ризнич, в сентябре 1917 года на подводной лодке "Святой Георгий" совершил переход вокруг Европы. Это было первое в истории океанское плавание подводного корабля.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.