КОРОЛЬ? НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НОЛЬ
Московские критики приняли спектакль "Король Убю" по пьесе Альфреда Жарри в театре Et Cetera почти восторженно. Подсчитывали, сколько раз и с какими нюансами главный герой папаша Убю (Александр Калягин) пользовался ненормативной лексикой, восхищались раскованностью, смелостью, буффонностью и балаганной стихией спектакля. Вспоминали премьеру "Короля Убю" в 1896 году в парижском театре "Эвр", когда зрители кричали от негодования. И снова умилялись главному герою: "...обаятельное чудовище, избалованный глупый ребенок, который хочет новую игрушку - государство... Многие мизансцены выстроены под Калягина, из-за Калягина, исключительно для Калягина... чтобы актер мог импровизировать-дурачиться-хулиганить-играть-забавляться сколько ему будет угодно".
Одного только избегали критики - ответа на коварный вопрос: зачем все это нужно? Про что спектакль? Зачем все эти фирменные калягинские приемы, гримасы, выкатывание глаз и хлопанье ресниц? Для чего широченный комбинезон Карлсона, красный берет и клоунский грим? Все это существует в спектакле как-то само по себе, вдали от пьесы Жарри. Да, спорить не приходится - Калягин мастер. Время от времени он исторгает-таки из публики смешок. Но не более того. Его попытки вовлечь в игру-импровизацию зрительный зал к успеху не привели. Публика как воды в рот набрала. Может быть, это и был тот шок, которого добивался театр, взявший к постановке пьесу грубую, ерническую, пародийную, полную срамных выражений. Возможно, зритель первых рядов Александринского театра, заплативший за билет по 700 рублей, ждал от душки Калягина чего-то более милого и пристойного. Но, думается, вины публики тут нет.
Спектакль Александра Морфова не стал ни сатирой, ни балаганом, ни шоком. Издевательская пьеса о бездне человеческой глупости и абсурдности человеческого существования, о марионеточности любой власти вопреки ожиданиям современно не прозвучала. Сама по себе ненормативная лексика погоды не сделала, наоборот, звучала как-то немного жалко. И соло большого артиста так и осталось странным дуракавалянием, которое ни в кого и ни во что не метит.