ФРАНЦУЗСКО-НОВОСИБИРСКАЯ КАРМЕН
4 апреля на Мариинской сцене в рамках "Золотой маски" Новосибирский театр оперы и балета показал свою постановку - "Кармен" Жоржа Бизе.
Всегда боишься разочарований, когда готовишься к просмотру такой "суперклассики". Но в случае с гениальным творением Бизе - Мериме всегда можно быть уверенным, что хоть музыкой-то можно будет напитаться сполна, а имя режиссера-постановщика Алексея Степанюка, казалось, гарантировало и от внезапного появления на сцене в какой-нибудь драматический момент мотоциклиста в крагах и шлеме.
Действие спектакля (отметим, кстати, что опера исполняется на французском языке) перенесено во франкистскую Испанию второй половины 1930-х. Драматизма сюжету это не добавило, хотя попытки насытить действие какими-то дополнительными (и, на мой взгляд, не обязательными) намеками на политику имелись. Это приводило подчас к незапланированному комизму некоторых сцен. Так, лейтенант Цунига (начальник Хосе) загримирован зачем-то то ли Мао Цзедуном, то ли Ким Ир Сеном. Грустно было увидеть (вместо не предполагаемого даже мотоцикла) в самом начале спектакля целый автомобиль, который, появившись из правой кулисы и немного постояв, куда-то столь же немотивированно исчез. Однако разработка массовых сцен была временами интересна своим дополнительным ритмом, а финальный эпизод, где убийство Кармен совершается в обоюдном объятии (безо всякого мелодраматического нажима) и не на фоне, а, можно сказать, среди проходящей мимо толпы, - достоин всяческих похвал. Финальная реплика Хосе (Олег Видеман) "Vous pouvez m‘arreter" была обращена героем уже к зрителям и воспринималась как вопрос залу: "Можете ли вы меня осуждать?" Если даже считать, что такое толкование не предполагалось, сцена вышла довольно убедительной.
Из исполнителей отметим главную героиню (Юлия Герцева) - актриса была, что называется, "фактурна" и к роли "очень подошла", хотя временами казалось, что на сцене ей скучновато. Приятно отметить, что артистка справилась в целом и с французским произношением, чего нельзя сказать почти ни о ком из исполнителей новосибирского спектакля.
В сценическом оформлении спектакля (художник Игорь Гриневич выдвинут также по номинации "Лучший художник оперного спектакля") хотелось бы видеть на сцене нечто более осмысленное, нежели ужасную анилиновую тряпку, нависающую над сценой и меняющую свой цвет каждое действие, овеществленную фигуру с картины Дали "Горящий жираф", и безвкусные костюмы праздничной толпы. Когда временами все это приглушалось светом и установка приобретала большую монохромность, создавалось впечатление, что в таком виде спектакль мог бы существовать гораздо более органично.