НЕ ПРИСЛУЖИВАТЬ, НО СЛУЖИТЬ
В рамках "Недели предпринимательства", прошедшей в Петербурге, были организованы встречи представителей малого бизнеса с прессой, где предприниматели сферы услуг рассказали о своем бизнесе: как они начинали, о том, что им мешает и помогает в работе.
Как выяснилось, прийти в бизнес многих из них заставило желание создать собственное дело. Безусловно, желание заработать тоже немаловажно, но все-таки основной причиной большинство из них называют попытку самореализации.
Например, генеральный директор "Цветочной кофейни" Любовь Бакеева решила открыть свое дело после прочтения статей о кофейном бизнесе. Естественно, на тот момент она о нем практически ничего не знала. Два месяца занималась в библиотеке, овладевая премудростями дела. И когда составила бизнес-план открытия кафе, друзья помогли найти средства и помещение. Как говорит Любовь Бакеева, поначалу они не верили, что у нее все получится. Кстати, "Цветочное кафе" соседствует с одним из заведений сети "Идеальная чашка". Они даже открылись практически одновременно. Однако, по признанию, это нисколько не мешает бизнесу, а только "подстегивает". Она делает ставку на большее разнообразие меню, которое включает в отличие от "Идеальной чашки" холодные закуски и продажу цветов, букетов, композиций и настенных панно, организованную в соседнем зале. Так что в данном случае конкуренция заставляет работать активнее.
Вообще же спрос на сферу услуг в нашем городе еще не насыщен. Например, оказалось, что нуждаются в услугах химчисток и прачечных не так уж мало петербуржцев, несмотря на обилие стиральных машин у населения. Однако, по словам генерального директора центра бытовых услуг "Милс" Любови Чагиной, почти 5 процентов среднего класса прибегают к услугам прачечных и химчисток. Это люди, которым некогда стирать в силу большой занятости, а также пенсионеры, чисто физически не имеющие возможности заниматься стиркой дома. Для них, кстати, предусмотрены значительные скидки. По мнению Любови Чагиной, подобная услуга в отличие от советских времен теперь далеко не копеечная и по карману далеко не всем.
Вопреки ожиданиям, на этой встрече предприниматели не высказывали особых жалоб по отношению к контролирующим органам. Директор швейного ателье рассказал, что механизм взаимоотношений с контролирующими инстанциями у его предприятия отлажен. Сделанные проверяющими замечания они по мере сил и возможности стараются устранять, но если уж считают их необоснованными, то отстаивают свою позицию в государственных органах, и порой им это удается.
В защиту правомерности правил СЭС и Госпожнадзора высказалась и директор одного из салонов красоты Татьяна Шаменкова. Она убеждена, что основные нормы, соблюдения которых требуют проверяющие органы, справедливы и важны. Так, например, контролеры потребовали, чтобы вместо ступеньки в зале ее салона был сделан пандус, аргументировав это тем, что посетители будут спотыкаться. Отказавшись вначале выполнять постановление, директор вскоре поняла, что инспекторы были правы: в течение года практически все посетители постоянно спотыкались о ступеньку. Однако в столь дружелюбное отношение предпринимателей к проверяющим органам верится с трудом.
Немаловажным оказался и вопрос вступления в различные ассоциации и объединения. По мнению Татьяны Шаменковой, объединяться надо. Это позволяет снизить затраты при закупках у поставщиков. Участие в таких объединениях обеспечит и более дешевую продукцию, и проведение обучающих семинаров на тему о том, как с новой продукцией работать.
О последнем дне форума - в ближайших номерах "НВ"