ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ - ПРОИЗВОДСТВО ШТУЧНОЕ
Согласитесь, рассуждения о том, кто востребован на рынке труда, нередко напоминают гадания на кофейной гуще. Специалисты рекрутинговых агентств дают противоречивые комментарии, основанные лишь на заказах клиентов. Общие фразы о том, что хорошие специалисты будут востребованы всегда, независимо от профессии, справедливы, но не очень конкретны. Делать долгосрочные (хотя бы на несколько лет вперед) прогнозы не берутся и чиновники Министерства труда и социального обеспечения. В то же время абитуриенты и их родители хотят получить очень конкретную информацию: с каким дипломом можно будет наверняка найти стабильную и достойно оплачиваемую работу.
Ведь предприятия сегодня действительно нуждаются в квалифицированных инженерах и рады хорошим специалистам. К тому же постепенно разрушается стереотип о том, что вуз обязан подготовить, а государство оплатить обучение их будущего работника. Успешные предприятия готовы активно участвовать в образовательном процессе и финансировать обучение будущих сотрудников.
Именно для такого перспективного партнерства, выгодного и работодателям, и студентам, в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете был создан факультет целевой контрактной подготовки специалистов и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Студентов этого факультета не пугают тревожные сводки с биржи труда - они знают, где будут трудиться, и уже сейчас могут строить свою карьеру. Благо в перспективности судостроительной отрасли сомневаться не приходится.
Итак, сегодня у нас в гостях декан факультета ГЕННАДИЙ ПРОЦЕНКО.
- Первым нашим заказчиком стал не петербургский завод, а тихвинский "Трансмаш". Мы подготовили для него 36 инженеров. Так что начинали мы не с судостроителей. Но это был очень интересный опыт. И студенты, и преподаватели часто бывали на "Трансмаше", даже защита дипломных работ проходила на заводе.
Сейчас наши основные заказчики, конечно же, предприятия судостроительной отрасли. Это "Адмиралтейские верфи", "Рубин", "Айсберг", ЦНИИ им. академика Крылова, судостроительная фирма "Алмаз", судостроительный завод "Северная верфь", "Гипрорыбфлот", Российский морской регистр судоходства. Кстати, в Морской регистр всегда было непросто попасть на работу, там высокие требования, и мы при подготовке студентов для этой организации даем много специальных знаний, уделяем особое внимание иностранным языкам.
- Кстати, заказчики высказывают какие-то пожелания относительно дополнительных знаний своего будущего сотрудника?
- Обязательно. Вообще, очень важно, чтобы предложения и требования работодателей учитывались не только при составлении учебной программы, но и в целом при разработке образовательного стандарта. Ведь именно фирмы и предприятия потребители нашей продукции.
Прежде всего необходимыми дополнительными знаниями считаются иностранные языки. Конечно, по востребованности вне конкуренции английский, но нередко нужны и инженеры, владеющие финским или итальянским языками. Причем в договор может быть включено пятилетнее обучение иностранному языку - выпускник должен уметь вести переговоры, работать с документами, делать технические переводы. Ведь сегодня у заводов много зарубежных партнеров, и иностранный язык становится уже профессиональной необходимостью.
Вторым важным требованием заказчиков является компьютерная подготовка. Разумеется, хороший инженер должен быть с этой техникой на "ты". Заканчивая второй курс, наши студенты умеют пользоваться широкодоступными программами, позволяющими оформлять техническую документацию, а с третьего курса они переходят уже к профессиональным программам. И еще мы вводим информационные технологии не только как отдельный предмет, но и как средство для обучения. Для наших студентов уже обычным явлением стали электронные учебники, журналы, тесты, контрольные. Кстати, современные студенты в такой форме информацию воспринимают гораздо эффективнее. Они решают задачи и отправляют преподавателю ответы по электронной почте. Общение получается более индивидуальным, качество образования повышается.
Кстати, слова "индивидуальный подход" для нас вполне обычны. Например, выпускники техникумов, подготовка которых отличается от школьной, занимаются по индивидуальным учебным планам. Нередко такие программы мы составляем и для студентов, которых присылают к нам предприятия. Например, пришел на "Рубин" специалист после Политехнического университета. Инженерная подготовка достаточная, но нет специальных знаний в области кораблестроения. Значит, мы должны дать ему эту специальность за полтора года. Конечно, он учится по индивидуальному плану. Таких примеров много, поэтому мы без преувеличения можем сказать, что у нас штучное производство специалистов.
- Геннадий Васильевич, но в то же время вузу не всегда просто выполнить требования заказчика. Для этого нужны квалифицированные кадры, солидная материальная база, хорошие современные учебники. Как факультет решает эту проблему?
- Начну с того, что подобные договоры между вузом, предприятием и студентом подразумевают взаимные обязательства. Наша цель - выполнить задачу, поставленную перед нами заказчиком. Со студентами работают не только наши преподаватели. Мы приглашаем ведущих профессоров из других университетов, опытных специалистов-практиков. Особое внимание уделяем обеспечению учебного процесса. Например, столкнулись с тем, что механическое увеличение часов на изучение иностранного языка непродуктивно. Что делать? Оборудовали мультимедийный класс, чтобы студенты могли использовать эффективные компьютерные разработки для освоения языка.
- Как стать вашим студентом?
- Некоторые студенты - это работники предприятий. Отправляют заводы своих сотрудников и в нашу аспирантуру. А вообще ребята проходят строгий отбор, прежде чем предприятие согласится заключить с ними договор. Например, "Адмиралтейские верфи" проводят психологическое тестирование, чтобы определить уровень развития интеллекта, плюс собеседование, медицинское освидетельствование и вступительные экзамены. В прошлом году на 50 мест целевой подготовки для "Адмиралтейских верфей" претендовали 120 человек. Среди ребят были и медалисты, и выпускники техникумов с красными дипломами.
- Геннадий Васильевич, а что кроме гарантированного рабочего места получают студенты, заключившие договор с вузом и заводом?
- Предприятия поддерживают своих будущих сотрудников. Стипендия - около тысячи рублей; дополнительные занятия, оплаченные заказчиком. Наконец, у молодого специалиста, закончившего наш факультет, более выгодные стартовые условия, когда он приходит на работу.
- Наверное, действительно такая схема "завод - вуз - студент" очень перспективна. А какие у факультета планы?
- Мы хотим создать регионально-отраслевой центр подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга. Конечно, это потребует объединения усилий городской администрации, предприятий, образовательных учреждений. Мы убеждены, что нужно со школы заниматься профориентацией ребят, ведь корабельные специальности - это образ мышления. В рамках целевой контрактной подготовки необходимо создать трехступенчатую систему, в которую войдут начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Единое образовательное пространство позволит техникумам и училищам использовать материальную базу и профессиональные ресурсы университета, а каждый молодой человек сможет выбрать свой образовательный маршрут.