ВУЗЫ-КОНКУРЕНТЫ СТАНОВЯТСЯ ПАРТНЕРАМИ
В Ассоциации негосударственных высших учебных заведений считают, что наш город - единственный регион, где цивилизованно развиваются отношения между государственными и негосударственными вузами. Вузы заключают договора о сотрудничестве, разрабатывают совместные программы, студенты и преподаватели ходят друг к другу в гости на научные конференции и семинары. Ректоры государственных университетов признают, что "сегодня сложилась группа сильных негосударственных вузов". А на последнем заседании Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга одним из ключевых вопросов стало обсуждение возможных вариантов сотрудничества государственных и негосударственных вузов.
"Наши вузы дополняют традиционную систему образования, они внесли много нового и создали конкурентную среду, работая в нише, которую предписал им рынок", - говорит ректор Международного банковского института, президент Ассоциации негосударственных вузов Виктор Вениаминов. Какие варианты сотрудничества будут перспективны? Негосударственные вузы готовы арендовать аудитории для занятий, компьютерные классы и спортивные залы. В то же время они могут предложить преподавателям и научным сотрудникам государственных вузов пользоваться своими библиотеками. Конечно, возможности библиотек новых вузов не сравнить с фондами старейших университетов, но здесь есть уникальные книги, много современной специальной литературы.
Очень эффективны совместные образовательные программы. Например, Международный банковский институт вместе с Военным университетом связи провел переподготовку военнослужащих, уволившихся из Вооруженных сил. "Сегодня я многих из них встречаю в бизнесе", - говорит Виктор Вениаминов. Нашли точки соприкосновения и такие конкуренты в области дополнительного бизнес-образования, как факультет менеджмента СПбГУ и Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП): в страны СНГ два учебных заведения пойдут под единым брэндом.
Наконец, объединяют солидные петербургские вузы не только общие задачи, но и общие проблемы. Одной из серьезных проблем ректоры считают филиалы иногородних вузов, присутствующие на петербургском образовательном рынке. Кстати, из трех тысяч вузов в России 1300 составляют именно филиалы. Как правило, уровень образования в таком учебном заведении далек от уровня головного вуза, а потому рассчитывать на получение конкурентоспособных знаний не приходится. Но абитуриенты и их родители "попадаются" на красивые названия и громкие титулы учебных заведений, не понимая, что чаще всего местный филиал по качеству подготовки не имеет ничего общего с одноименным столичным вузом.
Впервые на заседании Совета ректоров прозвучала и еще одна проблема: общий уровень высшего образования в Петербурге снижают не только иногородние, но и иностранные филиалы. "Почему на петербургском рынке программ МBA одним из активных игроков является Стокгольмская школа экономики, в то время как в Стокгольме эта школа не преподает такую программу? - недоумевает ректор ИМИСП Сергей Мордовин. - К тому же Стокгольмская школа экономики не входит в список из 32 вузов, которые имеют право выдавать в России эти дипломы. В результате большая часть из почти 14 тысяч долларов (столько платит каждый студент за обучение) отправляются в Швецию, а не остаются в Петербурге. И почему мы склоняем голову перед Открытым Британским университетом, который не входит даже в сотню ведущих вузов Европы? А ведь там за весьма приличные деньги учатся десятки тысяч российских граждан".
Но как обывателю разобраться в том, стоит ли доверять тому или иному вузу? "Давайте публиковать рейтинги качества образования", - предлагает ректор Педагогического университета Геннадий Бордовский. На самом деле, абитуриенты, студенты и работодатели были бы искренне признательны, если бы наконец была разработана схема составления подобных рейтингов, которым они действительно смогут доверять (в Министерстве образования утверждают, что западные аналоги нам не подходят). Только для потребителей важны два условия: во-первых, публикация таких рейтингов должна стать традицией. А во-вторых, при составлении подобных списков необходимо кроме формальных характеристик учитывать мнение тех самых потребителей - студентов, выпускников и работодателей.