КАК ОБЫЧНО, В АПРЕЛЕ...
Поставил я такой заголовок и задумался, правильно ли сделал. Действительно, вот уже 28-й год подряд мы принимаем в нашем городе апрельский международный турнир хоккейных сборных, и всякий раз я готовлюсь возглавить службу информации этих состязаний. Более того, четвертый год не меняется не только состав участников, среди которых по-прежнему 19-летние сборные России, Чехии, Швеции и Финляндии, а также сборная Петербурга, но даже последовательность матчей все это время остается без изменений. Внимательные читатели "НВ" помнят, возможно, что для наших земляков это означает игры четыре дня подряд, а сверх такой чрезмерной нагрузки еще и всякий раз, за исключением стартового поединка с Финляндией, - встречи с соперниками, отдыхавшими накануне.
То есть, с одной стороны, который год "как обычно"...
И все-таки каждый новый турнир, конечно же, - это новые обстоятельства, нисколько не повторяющие предыдущие. Так было всегда. Однако если быть до конца откровенным, оставались и общие приметы. Каждый год мы не могли гарантировать того, что наш турнир действительно состоится, образно говоря, до того момента, пока, наконец, шайба не вбрасывалась в игру. И все это, заметьте, происходило в советские времена, при государственном финансировании, с которым, естественно, не могло быть никаких проблем. Задача (и совсем не простая) состояла в том, чтобы получить согласие партнеров и, в первую очередь представителей так называемых капстран, то есть всех участников состязаний, кроме Чехословакии, для которой, как нетрудно догадаться, это всегда была "обязательная программа".
И только в последние годы, подчеркну - в новые времена, традиционные питерские состязания обеспечили себе, я бы сказал, бесконечное продолжение и будут востребованы теперь всеми национальными федерациями до тех пор, пока жив хоккей, ибо абсолютно нереально представить себе, что когда-нибудь перестанет разыгрываться молодежный чемпионат мира. И к нам в Петербург всегда будут проситься все новые участники, как это, по существу, происходит и сейчас, когда "не хватает места" в принятом формате турнира словакам, дважды сыгравшим у нас и, позволю себе заметить, "схватившим" на этом опыте "бронзу" мирового молодежного чемпионата. И наша задача - по возможности не отказывать достойным, среди которых сегодня в первую очередь, конечно же, и прошлогодние чемпионы мира среди 18-летних американцев, уже, кстати, "пристрастившихся" к европейским "Турнирам пяти". Вне всякого сомнения, украсила бы наши игры и Канада, потому что нет и не может быть состязаний, которые не выиграют от выступлений основоположников хоккея. Но все мы обязаны помнить не только о том, что всякое "дополнительное включение" делает турнир дороже. Мы также обязаны понимать, что ни при каких обстоятельствах не имеем права "оставить за бортом" сборную нашего города, ибо ее участие гарантирует рост популярности состязаний, а стало быть, все большую зрительскую аудиторию.
Помню, как гордились мы в свое время тем, что обрели турнир, аналогичный Призу "Известий" на уровне вторых сборных. И чтобы эта аналогия была наиболее выразительной, Городская федерация хоккея добилась в Смольном благословения на то, чтобы турнир взяла "под крыло" старейшая в стране партийная газета "Ленинградская правда".
Однако уже через пару лет обнаружилась весьма неожиданная проблема, решить которую оказалась не в состоянии даже КПСС. Тем более что вопрос касался не только советской команды, но и наших партнеров. Все дело в том, что статус вторых сборных не был никак определен, и потому каждая национальная федерация вправе была трактовать его абсолютно вольно. В результате уже в 1984 году мы получили совсем нежданный "подарок" из Финляндии. Под флагом дублеров национальной команды прибыл к нам всего-навсего "Ильвес" из Тампере - клуб, безусловно, именитый, но все-таки - только клуб в полном составе. Репутация турнира сразу оказалась под угрозой, и что с этим поделать, мы не могли решить еще долгих 12 лет.
А уже в ходе перестройки, когда бразды правления отечественным хоккеем от Всесоюзной федерации перешли к ФХР, которую возглавил Владимир Петров, было принято решение о передаче части полномочий территориальным (межрегиональным) федерациям. Естественно, это не должно было касаться "внешнеполитической деятельности", но на деле вышло не так.
"Хотите играть - соберите сборную" - такой лозунг "подкинула" нам Москва весной 1993 года, а поскольку Северо-Западной федерации еще не существовало, решение проблемы оказалось за ФХ СПб, членом которой я тогда состоял. Хорошо помню дебаты по этому вопросу. Дело осложнялось тем, что СКА уже возглавлял Михайлов и деловых рабочих контактов с армейцами у нас не было. К тому же Борис Петрович готовился к своему первому чемпионату мира в роли тренера, и его взоры были, вне всякого сомнения, устремлены за океан, где все переговоры с российскими игроками НХЛ вел советник Петрова и мой давний приятель Серж Ханли (в "прежней" жизни - режиссер ленинградского телевидения Сергей Левин). Словом, все мы "на минуточку" забыли о прежней цели Приза "ЛП" - просмотре резерва национальной команды. Задача состояла лишь в том, чтобы турнир "выжил". Ведь годом раньше "остановился" даже авторитетнейший Приз "Известий". Словом, вице-президент городской федерации Константин Меньшиков убедил нас в том, что нет иного выхода, кроме как отдать бразды правления Владимиру Голеву, возглавлявшему череповецкий "Металлург", который, уверяю вас, был в то время совсем не то, что нынешняя "Северсталь". А Голев взял да и привез в Петербург свою команду в полном составе, и нам пришлось объявить ее второй сборной России. И оглушительные "сухие" поражения хозяев турнира от шведов (0:9), финнов (0:5) и белорусов (0:2) - провал, равного которому никогда не испытывала ни одна из отечественных хоккейных сборных, - недвусмысленно свидетельствовали о том, что, если мы хотим сохранить питерский турнир, ему следует подыскать какое-нибудь "практическое применение".
Я не знаю, кому первому пришла в голову спасительная идея принимать в нашем городе 19-летние сборные на важнейшем отрезке пути из юниорского хоккея во взрослый, ровно посередине между юниорским и молодежным чемпионатами мира, но родилась эта мысль в России, это - факт. Скажу также, что не все связанные с нашим турниром национальные федерации тотчас осознали выгоды, которые можно извлечь из такого подхода.
Россия и тут подала пример, заявив уже в 1996 году команду, целиком состоящую из 19-летних игроков. Тогда нас опередили в итоговой таблице более "взрослые" шведы и финны. Мы, однако, перетерпели это отступление, зато потом, за все последующее время, лишь однажды не дотянулись до "золота" питерских состязаний. Но куда важнее самих этих побед явилась их очевидная связь с блистательным маршем России по аренам молодежных чемпионатов мира, где за пять последних сезонов мы трижды побеждали и ни разу не опускались ниже второго места, и все это - при активнейшем участии "выпускников" "Большого приза СПб". Подобные "завязки" совсем нетрудно обнаружить, анализируя и ситуацию в молодежном хоккее наших соперников.
Возвращаясь к тому, что к нам приезжают теперь лучшие представители национальных хоккейных школ, хочу отметить, что 19-летние сборные вступают в борьбу за "Большой приз Санкт-Петербурга" на исходе своего четвертого сезона на международной арене. Их составы отбираются серьезной селекцией и корректируются после каждого турнира.
А на пути в наш город сборные 1984 года рождения, стартующие сегодня в "Юбилейном", выступали уже в пяти крупнейших соревнованиях своего возраста. Сборная Чехии выиграла "Турнир четырех" в 2000 году, а команда Финляндии - в 2001-м. Россияне победили на "Олимпийских днях" в Финляндии в том же 2001 году и на "Турнире пяти" в Тюмени в 2002-м, а лучший результат шведской сборной - второе место на самом первом из перечисленных состязаний - "Турнире четырех" 2000 года, разыгранном к тому же у них на родине. Недовольные проделанной работой, шведы заявили на чемпионат мира среди 18-летних весной минувшего года, когда это звание оспаривали игроки 1984 года рождения, сборную, где было 16 дебютантов. Итогом этого рискованного эксперимента стал небывалый провал наследников "Тре Крунур", финишировавших на унизительной для них девятой строке мировой классификации.
Но значит ли все это, что шведов сейчас следует считать заведомыми аутсайдерами?
Ни в коем случае! Турнир наш в современной его ипостаси тем и хорош, что его исход непредсказуем. Судите сами: в послужном списке шведской сборной-84 значатся победы над сверстниками и из России, и из Чехии, и из Финляндии. Впрочем, и остальные нынешние соискатели питерского трофея обыгрывали в упомянутых чуть выше турнирах каждого из соперников, с которыми теперь скрестят клюшки.
Что же касается российской сборной, то у нее, конечно же, очень неплохие шансы. Россияне собрали сейчас в Петербурге весьма серьезный состав. Здесь 13 обладателей серебряных медалей прошлогоднего мирового чемпионата юниоров, в том числе оба вратаря и признанный тогда лучшим форвардом первенства мира Николай Жердев. Сейчас он капитан российской команды. В его активе, как и в "коллекции" голкипера Константина Баруллина, есть и золотая медаль молодежного первенства мира, завоеванная в январе 2003 года в рядах нашей 20-летней сборной.
Расписание турнира. 12 апреля. Швеция-Чехия, Финляндия-Россия. 13 апреля. Петербург-Финляндия, Россия-Швеция. 14 апреля. Финляндия-Швеция, Чехия-Петербург. 15 апреля. Чехия-Финляндия, Россия-Петербург. 16 апреля. Швеция-Петербург, Россия-Чехия. Начало матчей: 12 апреля - в 15.00 и в 19.30; 13, 14, 15 и 16 апреля - в 15.00 и в 18.30.