ТЕПЕРЬ В ПЕТЕРБУРГЕ ЕСТЬ МУЗЕЙ ПИВА
9 апреля на территории ОАО "Комбинат имени Степана Разина" открылась новая экспозиция уникального музея истории мирового и российского пивоварения.
Его основой послужила маленькая выставка, открытая в 1995 году, в дни 200-летнего юбилея старейшего в России пивоваренного завода. Музей пива располагается в двух небольших помещениях, не позволяющих ни разместить все экспонаты, ни открыть широкий доступ публики к экспозиции. Но руководство комбината рассматривает возможность решить эти проблемы, и, вероятно, в будущем музей переедет в специально приобретенное здание. Безусловно, это стало бы крупным событием и для культурной жизни Петербурга, и для пивоваренной отрасли страны, послужило бы делу пропаганды "культуры пития", назревшей государственной задачи. А еще - стало бы и сильным маркетинговым ходом комбината.
Организационные проблемы ничуть не умаляют интереса экспозиции. Нельзя не отметить и заразительный энтузиазм истинного музейного работника, с которым проводит экскурсию директор музея Галина Кляровская. А также помощь, оказанную новому музею петербургским музейным сообществом. Так, работники Эрмитажа изготовили макет древнеегипетской пивоварни (тогда пиво пила не только сама Нефертити - даже рабу на строительстве пирамид ежедневно полагался бочонок пива). Экспонатами поделились Музей хлеба (пивовары в войну производили пищевую целлюлозу, из которой на 70 процентов состоял блокадный хлеб), Музей Суворова (генералиссимус держал у себя в имении собственную пивоварню), Российский этнографический музей...
Многим экспонатам особенный шарм придает непредсказуемость. Так, неожиданно оказывается, что на иконе в углу, где в интерьере крестьянской избы XVIII-XIX веков представлены предметы для народного пивоварения, - изображение Николая Чудотворца, покровителя российских пивоваров, к дню памяти которого (13 декабря по новому стилю) повсеместно варили пиво и три дня праздновали. Отсюда и поговорка пошла: "Красна Никольщина пивом и пирогами". И бочонок деревянный - это не просто посуда, а иллюстрация манеры питья "по-молодецки", когда такой 5-литровый бочонок осушался единым духом. Крепки были предки...
Новый импульс российскому пивоварению придали указы Петра I, повелевшего ставить пивоварни "на голландский манер". Особо надо подчеркнуть понимание императором целебных свойств пива. В первую очередь назначалось оно госпиталям и флоту. И с петровских времен стал Петербург не только столицей империи, но и столицей российского пивоварения. Здесь же при Екатерине II появилось и промышленное производство - Абрахам Крон в 1795 году поставил в Петербурге первый российский пивоваренный завод, ныне - комбинат имени Степана Разина. Пиво Крона знала вся Россия, а с 1818 года на тяжелых бутылках появился знак Поставщика Двора Его Императорского Величества.
В экспозиции можно увидеть и граненые стаканы, и пивные кружки проектов Мухиной и Малевича, узнать, как одномоментно появлялись и исчезали сорта пива (в тридцатые годы А. Микоян вдруг обнаружил, что в Ленинграде выпускают политически "неправильное" пиво: "Венское", "Берлинское", "Мюнхенское"... Тут же эти сорта были переименованы в "Украинское", "Жигулевское"...). Или зачем на пивные кружки обязательно наносили мерную отметку? (Оказывается, при 5-копеечной стоимости пива, помещавшегося в кружке, штраф за недолив составлял колоссальную по тем временам сумму 50 рублей.) А слоган комбината имени Степана Разина "Мы сохранили для вас вкус пива" - не лозунг и не благое пожелание, а чистая правда, поскольку при производстве пива используется оригинальный штамм дрожжей. И так далее...
Хочется искренне поблагодарить всех создателей музея и пожелать всем увидеть эту экспозицию.