НА ПОЛГОДА БРОДСКИЙ ПОСЕЛИЛСЯ У АХМАТОВОЙ

Снова Бродский зашел в гости к Анне Андреевне. На этот раз Фонтанный дом принимает в своих стенах выставку, посвященную пространственным координатам жизни Бродского. Инициатором ее выступило Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге. Выставка "Урания. Ленинград - Венеция - Нью-Йорк", впервые собравшая вместе материалы из архивов, музеев и частных собраний России, Франции, Америки, будет открыта до 31 августа.

Художнику Виктору Пушницкому вместе с группой кураторов из Музея Ахматовой (Ольга Воронина, Нина Попова, Мария Коростелева, Ксения Кочкина) и медиа-художником Анной Колосовой из института Pro arte удалось невозможное: из массы обычного, в общем-то, музейного материала сотворить экспозицию, полную настоящей поэзии. Фотографии, книги, автографы рукописные и печатные, пластинки, пишущие машинки, снова книги в ассортименте - стандартный набор любого литературно-мемориального музея. Мы не говорим сейчас о степени подлинности и ценности экспонатов: говоря откровенно, настоящий автограф лежит в витрине перед нами или копия - обычному посетителю не так уж и важно, это вопрос престижа, статуса музея или выставки. Подлинники все давно прячут по хранилищам - от греха подальше. Гораздо важнее идея, концепция, лежащая в основе экспозиции. Представьте себе: вы входите в комнату. Два шкафа напротив друг друга, допотопный КВН на полке, любимые фотографии на стенах - комната как комната. Но если чуть смежить веки, то все поплывет перед глазами, очертания предметов потеряют конкретность, и в эту щель между явью и мечтой можно увидеть за комнатой иное пространство - целый мир, целую жизнь человека. Огромные шкафы становятся фасадами домов: первый дом Бродского - дом Мурузи на Литейном, и последний - дом в Саут-Хэдли (штат Массачусетс). В ящиках этих шкафов-домов вместо постельного белья или столового серебра - листы стихов и пачки фотографий. Шкала приемника расплылась во всю стену, и города, в которых бывал Бродский, мерцают маяками радиостанций, диапазон охвата - от Нью-Йорка до архангельской деревни Норинская. Благодаря спонсорам музей смог организовать на выставке и видеопрограмму: в центре зала стоят телевизоры, к которым можно подсесть, одеть наушники и посмотреть телепередачи о Бродском. Пока не готова экспозиция во втором зале, там, где, собственно, будут расположены вещи из последнего кабинета поэта, - столы, лампу и диван везли из Америки, и из-за проблем с таможней все обещают открыть только на следующей неделе. В этом зале предметы "заговорят" голосом Бродского: при помощи современных технологий фонограмма стихов и бесед будет включаться, когда посетитель приблизится к тому или иному предмету обстановки. Эта выставка была анонсирована в конце января, когда в Музее Ахматовой обсуждали проекты памятника поэту. До сих пор у Бродского нет места в своем родном городе, хотя памятник обсуждается, выставки проходят и материалы для будущего музея продолжают и продолжают накапливаться. Вот Мария Бродская, вдова поэта, подарила подлинные вещи из его кабинета в последнем доме в Саут-Хэдли. Вот Яков Гордин передал книги и личные вещи из его библиотеки в доме Мурузи. Энн Шеллберг способствует созданию американского собрания книг Бродского. Хорошо вот пока пустили со всем этим имуществом на полгода в залы Музея Ахматовой, а дальше куда?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.