УЙДУТ ПЕНСИОНЕРЫ - ИСЧЕЗНУТ ПОЛИКЛИНИКИ
Система оказания первичной медицинской помощи, то есть городские поликлиники, не сегодня-завтра окажутся на грани закрытия. В них просто некому будет работать. За последние 15 лет они практически не пополнялись новыми кадрами. Сегодня средний возраст врачей, еще отправляющихся с чемоданчиком в наши квартиры "по вызову", - 59 лет.
Участковый педиатр и участковый терапевт давно попали в список непрестижных специальностей. А ведь от его знаний, квалификации и способности быстро и профессионально оценить состояние здоровья, рекомендовать схемы лечения, а лучше - профилактики, зависит не только здоровье пациента, но и его отношение к медицине вообще и к конкретному медицинскому учреждению в частности. На состоявшейся вчера во Дворце труда конференции "Состояние и перспективы развития первичного звена здравоохранения" главный педиатр городского комитета по здравоохранению Лев Эрман озвучил результаты социологического опроса среди населения Петербурга, проведенного 17 марта. На вопрос: "Как вы оцениваете уровень обслуживания в районной поликлинике?" - петербуржцы отвечали: очень плохой - 17 %, плохой - 25 %, удовлетворительный - 35 %, хороший - 10 %, очень хороший - 1 %, не посещаем - 2 %, затруднились ответить - 10 %. Понятно, что такое мнение горожан не вызывает удивления у специалистов. Статистика говорит о том, что в Новгородской области участковые врачи пенсионного или предпенсионного возраста составляют 30 процентов, в Мурманской - 40 процентов, в Петербурге - почти 100 процентов. Это говорит о том, что внедрение новых методов лечения, повышение уровня квалификации на уровне поликлиник оказывается практически невозможным и, как утверждает Ольга Кузнецова - профессор, проректор по ординатуре МАПО, система переподготовки кадров скоро окажется ненужной - поликлиникам некого направлять на переобучение. В то же время в "детской" службе половина педиатров не имеют сертификатов специалистов и категории. "О каком качестве оказания медицинской помощи на первичном уровне может идти речь?" - задает закономерный вопрос главный педиатр. Во "взрослой" службе те же проблемы - больше половины участковых врачей не имеют квалификационной категории. Поэтому, когда речь идет об установлении диагноза, участковые врачи предпочитают направлять больного к "узкому" специалисту, к которому в районной поликлинике не так просто попасть. Или направляют на обследование и лечение в стационар (в некоторых районах затраты на стационарную помощь достигают 80 процентов). То есть участковые терапевты фактически выполняют функции диспетчера. Но ведь их назначение как раз и состоит в том, чтобы снизить нагрузку на стационары и "узких" специалистов.
Пока эту задачу выполняют только врачи общей практики. В городе всего 20 офисов, в которых работают 144 таких врача, иначе их называют семейными. Вот в эту сферу медицинских услуг выпускники вузов готовы идти работать. При этом уже сейчас 21 процент из них имеют высшую категорию, 72 процента - первую, 7 процентов - вторую. А эффективность работы в сравнении с участковой службой такова, что на 1 тысячу населения в месяц приходится 158 вызовов неотложной помощи (у участковых врачей - 198), а уровень госпитализации пациентов у врача общей практики вдвое ниже, чем у участкового врача.
Сравнение, понятно, не в пользу терапевтов поликлиник. Но это не повод для того, чтобы на поликлинической помощи поставить крест. Как считает заместитель председателя комитета по здравоохранению Владимир Жолобов, система, устраивающая население страны на протяжении 80 лет, должна быть сохранена. Но как это сделать, если сегодня она уже практически недееспособна? Комитет ждет предложений от специалистов.
Конечно, здравоохранению не хватает денег. Особенно системе амбулаторной помощи. Ольга Кузнецова приводит для сравнения такие цифры: в США на здравоохранение направляется 13 процентов от общего валового дохода страны, а в Великобритании 6,5, но по качественным показателям здоровья Великобритания ни в чем не уступает Америке благодаря развитой системе первичного оказания медицинской помощи. У нас же кроме того, что всего 3 процента ВВП расходуется на медицину, еще и эти деньги тратятся неэффективно, направляются на укрепление дорогостоящих стационарных учреждений, а стационарозамещающие технологии практически не финансируются. В итоге у поликлинической системы есть два прогноза. Первый - пессимистический: если в ближайшее время не произойдет перераспределения финансовых потоков, то она исчезнет сама по себе. Оптимистический - поликлиническая сеть получает средства и молодых специалистов - выпускников вузов, параллельно развивая сеть офисов врачей общей практики. В этом случае появятся условия для экономии средств в системе здравоохранения, а поликлиники смогут вернуться к профилактической работе, без которой о качестве здоровья населения и говорить не приходится.
Участники конференции решили обратиться к местным законодателям и городскому правительству с предложением разработать и создать условия для финансирования городского заказа по подготовке врачей первичного звена в вузах города на контрактной основе. То есть студенты, обучающиеся за государственные средства (из городского бюджета), должны отработать в поликлиниках города и в отделениях врачей общей практики не менее трех лет, в противном случае - вернуть средства, истраченные на их образование. Такая система уже в течение пяти лет работает в Москве, и в этом году первые выпускники так называемого "московского факультета" медицинского вуза вышли на свои рабочие места. Предложение к тарифной комиссии фонда обязательного медицинского страхования - разработать экономическое обоснование увеличения объемов медицинской помощи в амбулаторной сети, а также увеличить тарифы на ее оказание в поликлинических учреждениях.
Кроме того, большинство специалистов, в том числе чиновники, для поддержки поликлиник предлагают применять принцип фондодержания - то есть часть средств, запланированных на лечение петербуржцев в стационарах, оставлять за поликлиникой, и если она их экономит, то предоставлять их ей, а не стационару. Кроме того, участники конференции напомнили представителям комитета по здравоохранению, что следует выполнять решение коллегии Минздрава РФ о перераспределении объемов медицинской помощи - из госпитальной части в амбулаторно-поликлиническую.
Правда, пока эти предложения рассмотрят и, может быть, даже одобрят, а потом приступят к реформе поликлинической сети, нам по-прежнему придется ходить в поликлинику за больничным листом, а к участковому терапевту обращаться во время эпидемии гриппа. Если за время проведения реформы он не отправится на пенсию.